Программа организации внеурочной деятельности школьников

 

 

 

Содержание

 

1. Пояснительная записка.
2. Цель программы.
3. Система  контроля уровня достижений учащихся и критерии оценивания.
4. Содержание программы.
5. Учебно-тематический план (с информационными ресурсами).
6. Примерные домашние самостоятельные работы.

1. Пояснительная записка

В   2010 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором четко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Особое место среди метапредметных результатов занимают интеллектуальные и организационные умения школьников работы с информацией. В настоящее время возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с   людьми самых разных профессий, культур. В    связи с этим в учебно-познавательной деятельности особое внимание привлечено к изучению интеллектуальной компетентности школьника. Интеллектуальная компетентность – способности, необходимые для выполнения конкретных действий в конкретной предметной области; особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определѐнной предметной области деятельности. (Э.Гельфман, М.Холодная). Основными компонентами интеллектуальной компетентности являются логический, информационный, рефлексивный, коммуникативный. Развитие данных видов компетентностей в системе позволяет развивать интеллектуальную компетентность старшеклассников. Поэтому программа включает в себя такие взаимосвязанные содержательные блоки, как («Психодиагностика», «Психотренинги», «Элементы логики», «Текст», «Риторика»), каждый из которых направлен на развитие ведущих компонентов интеллектуальной компетентности. При этом программа имеет неиерархическую структуру, логично и содержательно обеспечивая взаимодействие всех блоков между собой. Парадокс компетентности состоит в том, что она обнаруживается за пределами ситуаций, в которых приобретается учеником и контролируется учителем. В отличие от узкопредметного умения, компетентность проявляется при решении новых задач, не отрабатывавшихся на уроках. Данная программа, во-первых, направлена на создание ситуаций, создающих необходимость решить такие задачи и, во-вторых, обеспечить поиск новых средств и способов решения, не предоставляя их в готовом виде. Большая часть задач носит полипредметный характер с целью развития самостоятельности обучающихся. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из обучающихся 9-11 классов. Разновозрастное сотрудничество занимает особое место в развитии коммуникативных компетенций обучающихся и является хорошим стимулом повышения их учебной мотивации. Оно создаѐт условия для рефлексии освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно (и не только для себя, но и для других) создавать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления. Содержательно данная программа тесно взаимодействует с такими предметными областями как «Математика», «Русский язык», «Информатика», «Физика», «Биология», а также не включѐнными в образовательную программу предметами «Психология», «Этика».

Методологической основой  программы  внеурочной  деятельности

являются современные философские, психологические, педагогические идеи и теории:

-философия и политика современного образования (А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, Э.Д. Днепров, Н.Д. Никандров, П.Г. Щедровицкий и др.);

– теория развития, как ведущая и значимая применительно к становлению личности в образовании (Бондаревская Е.В., Сериков В.В., Якиманская И.С. и др.);

-идея субъектности как имеющая ценность в психологии и педагогике личности (Петровский В.А., Мухина В.С. и др.)

- компетентностный подход в образовании (Зимняя И.А., Краевский В.В., Маркова А.К., Хуторской А.В.) и основные положения новых стандартов (Кондаков А.М., Рубцов В.В., Фельдштейн Д.И.);

- теория   деятельности  (Л.С.Выготский,   В.В.Давыдов,   А.Н.Леонтьев,   С.Л. Рубинштейн и др.); - структурно-интегративный подход, анализирующий природу целостности психического явления (Юдин Б.Г.;      Холодная М.А., Ярыгин О.Н.).

 

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

 

Творческим продуктом интеллектуальной деятельности обучающихся являются проект, компетентностные задачи, устное выступление (публичная речь).

Подведение итогов интеллектуальной деятельности обучающихся осуществляется посредством презентации творческого продукта.

Основной формой представления творческого продукта является его защита и презентация на общешкольной научно-практической конференции. Обучающиеся защищают разработанные ими проекты.

2. Цель программы

Создание условий для достижения старшеклассниками следующих результатов:

личностных:

в ценностно-ориентационной сфере сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также различных форм общественного сознания - науки, искусства, правосознания, своего места в поликультурном мире; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

в трудовой сфере готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в    познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

метапредметных:

в познавательной деятельности:

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ; -определение адекватных способов решения задачи на основе заданных алгоритмов;

в информационно-коммуникативной деятельности:

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую;

- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде;

- выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- отражение в устной или письменной речи результатов своей деятельности;

- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;

- следование этическим нормам и правилам ведения диспута

в рефлексивной деятельности:

-   осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

-   учѐт  мнения  других  людей  при  определении  собственной  позиции  и самооценке;

-   владение умениями совместной деятельности; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач;

-   умение предвидеть возможные последствия своих действий.

  • предметных:

-  структурирование учебной информации;

-  определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и соотношений между частями целого;

-  умение разделять процессы на этапы, звенья;

-  выделение характерных причинно-следственных связей;

-  сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-  умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

-  приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;

-  проведение риторического анализа устных и письменных текстов, речевой ситуации;

-  проведение информационно-смыслового анализа текста;

-  умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

-  составление плана, тезисов, конспекта;

-  объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

-  умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

3. Система контроля уровня достижений учащихся и критерии оценивания

Система оценивания включает в себя входящий, текущий и итоговый контроль. Приложение 1, 2. Входящий контроль осуществляется посредством психодиагностики учебно-познавательного опыта, степени сформированности индивидуальных понятийных структур, особенностей дивергентного мышления, стиля общения человека с аудиторией. Текущий контроль обеспечивается выполнением продуктивных домашних заданий и является безотметочным. Итоговый контроль организуется посредством проведения повторной психодиагностики и защиты проекта (устное выступление) на школьной научно - практической конференции. Повторное проведение психодиагностики необходимо для подтверждения прогрессивных изменений в содержании учебно - познавательного опыта. Защита проекта оценивается в баллах и по итогам конференции присуждается место.

Результативность программы подтверждается итоговой психодиагностикой.

4. Содержание программы

Наименование  блока

Кол-во часов

 


 

1

Диагностика

4

 

 

 

2

Психотренинги

2

 

 

 

 

3

Элементы логики

14

 

 

 

4

Текст

7

 

 

 

5

Риторика

7

 

 

 

 

5. Учебно-тематический план (с информационными ресурсами)
5.1. Диагностический блок

Понятие об интеллектуальной компетентности. Понятие об учебно-познавательном и субъектном опыте.

 

Практическая работа:

 

тест «Конструирование мира» Е.Ю. Савин; тест «Формулировка проблем» М.А. Холодная;

тест «Методика изучения рефлексивности» А.В. Карпов; тест «Карта коммуникативной деятельности» А.А. Леонтьев

тест «Диагностика учебно-познавательного опыта  (УПО)» Кибальченко И.А.

 

Литература

 

Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика его диагностики.// Психологический журнал. – 2003.- №5.- с.45.

Кибальченко И.А, Голубева Е.В. Психодиагностика.- Ростов -на-Дону: Феникс, 2009.

Кибальченко И.А. Методика диагностики учебно-познавательного опыта подростков: Методическое пособие по курсу «Психодиагностика». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001. - 35с.

А. Я. Психология// azps.ru.

 

 

5.2.  Тренинги

 

Тренинги направлены на развитие логической, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

 

Практическая работа:

«Анализ конфликта» Н.Н. Васильев; «Успех публичных выступлений» Е.А.Милютина;

« Развитие Я-концепции» Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В.; «Лестница достижений» А.Г. Грецов; Упражнения на развитие интеллектуальных способностей.

 

Литература

 

  1. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.-Санкт-Петербург:Речь,2006.

Грецов А.Г.Тренинг креативности: Питер, 2008. trepsy.net http://ped-kopilka.ru

5.3. Элементы логики Цель

Создание условий для достижения старшеклассниками следующих результатов:

 

  • личностных:

 

в    ценностно-ориентационной сфере сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также своего места в поликультурном мире; сформированность толерантного сознания и поведения личности, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

в трудовой сфере готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии;

в   познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

 

  • метапредметных:

 

в познавательной деятельности:

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, использование элементов причинно - следственного и структурно -функционального анализа;

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта; -умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации; -самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

-владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогнозирования;

-определение адекватных способов решения задачи на основе заданных алгоритмов;

-формулирование полученных результатов;

 

в информационно-коммуникативной деятельности:

 

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую;

- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде;

- отделение основной информации от второстепенной;

- критическое оценивание достоверности полученной информации;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

- выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- отражение в устной или письменной речи результатов своей деятельности;

- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

 

в рефлексивной деятельности:

 

-  осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

- учѐт  мнения  других  людей  при  определении  собственной  позиции  и самооценке;

- владение умениями совместной деятельности; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач;

- умение предвидеть возможные последствия своих действий;

- умение соотносить прило женные усилия с полученными результатами своей деятельности;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни;

- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

 

  • Предметных

 

-  структурирование учебной информации;

-  определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и соотношений между частями целого;

-  умение разделять процессы на этапы, звенья;

-  выделение характерных причинно-следственных связей;

-  сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-  умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

-  умение различать основные логические понятия и операции, выделять их состав;

-  приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;

-  проведение информационно-смыслового анализа текста;

-  умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

-  составление плана, тезисов, конспекта. Знакомство с логическими понятиями. Характеристика понятий. Их взаимосвязь. Осознание роли логики в образовании, в бытовой и профессиональной сферах.

 

Демонстрации:

 

-мультимедийных ресурсов (научно-популярных фильмов, учебных презентаций).

 

Тематическое планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

Кол-

Тема занятия и

 

Характеристик

Форма

 

Содержание

и основных

 

во

основное

организации

 

деятельности

видов

 

часов

содержание

деятельности

 

 

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет логики.

Составление

Продуктивное

Лекция,

 

 

Формы познания

конспекта и

слушание

эвристическая

 

1

и мышления.

плана к нему

Выполнение

беседа

 

Основные

 

практических

 

 

 

 

 

 

 

понятия логики.

 

действий с

 

 

 

 

 

опорой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие.

Составление

Выполнение

Эвристическая

 

 

Роль понятий в

карт понятий,

практических

беседа,

 

 

познании.

определение

действий с

индивидуальна

 

 

Основные

видов понятий,

опорой,

я, групповая (в

 

 

приемы

установление

решение

том числе

 

 

формирования

отношений

типовых задач,

парная) работа

 

 

понятий.

между

составление

 

 

3

Семантическое

понятиями,

схемы,

 

 

 

поле понятия.

составление

составление

 

 

 

Виды понятий.

майнд-карт,

мнения,

 

 

 

Отношения

решение задач,

решение

 

 

 

между

классификация

творческих

 

 

 

понятиями.

 

задач

 

 

 

Майнд-карты.

 

 

 

 

 

Классификация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суждения.

Определение

Выполнение

Эвристическая

 

 

Виды суждений.

вида и состава

практических

беседа,

 

 

Состав.

суждения,

действий с

дискуссия,

 

 

Классификация.

запись суждения

опорой,

индивидуальна

 

2

Логический закон

в логической

составление

я, групповая (в

 

 

форме, решение

суждения,

том числе

 

 

 

 

 

 

задач

мнения,

парная) работа

 

 

 

 

решение задач,

 

 

 

 

 

обсуждение

 

 

 

 

 

содержания или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умозаключения.

Составление

Выполнение

Эвристическая

 

 

Общее понятие и

конспекта и

практических

беседа,

 

 

виды. Дедукция,

плана к нему,

действий с

индивидуальна

 

 

индукция,

решение задач,

опорой и без

я, групповая (в

 

 

аналогия.

анализ текстов

нее,

том числе

 

3

Силлогизм.

на наличие

решение задач,

парная) работа

 

Дилемма. Виды

понятий логики,

составление

 

 

 

 

 

 

аналогии.

просмотр

схемы, плана,

 

 

 

 

фрагментов

выдвижение

 

 

 

 

фильма

гипотезы,

 

 

 

 

«Шерлок»

проведение

 

 

 

 

 

аналогии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доказательство

Демонстрация

Выполнение

Лекция,

 

 

и опровержение.

процесса

практических

дискуссия,

 

 

Обоснование.

доказательства,

действий с

групповая (в

 

 

Структура

описание

опорой и без

том числе

 

 

доказательства.

доказательства в

нее,

парная) работа

 

 

Виды

логической

решение задач,

 

 

 

доказательства.

форме,

составление

 

 

 

Гипотеза.

выдвижение и

схемы, плана,

 

 

 

Логические

проверка

выдвижение

 

 

 

ошибки.

гипотезы, поиск

гипотезы,

 

 

4

Парадоксы и

логических

развертывание

 

 

 

софизмы. Формы

ошибок,

информации в

 

 

 

диалога. Споры.

просмотр

виде

 

 

 

 

видеороликов о

доказательства

 

 

 

 

парадоксах,

или

 

 

 

 

подбор

опровержения

 

 

 

 

аргументов для

гипотезы,

 

 

 

 

отстаивания

обсуждение

 

 

 

 

своих взглядов,

содержания или

 

 

 

 

ведение

действий

 

 

 

 

полемики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение

Защита проекта

Публичное

Семинар или

 

 

 

логики.

 

выступление,

конференция

 

 

 

Логика в учебных

 

развертывание

 

 

1

предметах.

 

информации,

 

 

 

 

Логика в быту.

 

отстаивание

 

 

 

 

Логика в

 

своего мнения

 

 

 

 

профессиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы проектной/исследовательской деятельности

Деление понятий в учебной литературе.

Фигуры силлогизма.

Роль дедуктивных умозаключений в профессиональной деятельности.

Доказательство и опровержение.

Карты понятий.

Майнд-карты.

Обоснование логических (математических) игр.

Классификация логических задач.

Элементы «логики действий».

 

Информационное обеспечение:

 

  1. Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.Ф. Еремовой.

– М.: Изд-во «Национальное образование», 2013.

Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2012.

Формирование общеинтеллектуальных умений старшеклассников: Учеб.пособие / И.И. Левина, Ф.Б. Сушкова. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

Логические основы математики. 10-11 кл.: Учеб. пособие. / А.Д. Гетманова. – М.: Дрофа, 2007.

Логические основы математики. 10-11 кл.: Метод. пособие. / А.Д. Гетманова. – М.: Дрофа, 2006.

Логика / А.Д. Гетманова. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2007.

Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Азбука логичного мышления / Ю.А. Петров. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

Азбука логичного мышления. Учеб. пособие. / С.Г. Вороховщиков. – М.: Изд-во «5 за знания», 2007.

Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. – М.: Просвещение, 1990.

11. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить / А.И. Уемов. – М.: Госполитиздат, 1958.

12.  Логика. Учебник для средней школы / С.Н. Виноградов, А.Ф. Кузьмин. – М.: Учпедгиз, 1954.

13.  Говорим на языке математики: Тренинги математического мышления / В.Р. Шмидт. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

14.  Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы / под ред. Э.Н. Гарсиа. – М.: АРКТИ, 2010.

15.  Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей / Мюллер Хорст. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2007. Логика и жизнь. : Учеб. пособие. / М.Е. Литвак и др. – Ростов-на-Дону: Изд- во «Феникс», 2013.

17.  Музыка как предмет логики / А. Лосев. – М.: Академический проект, 2012.

18.  Спор. О теории и практике спора/ С.И. Поварнин. – М.: Наука, 2002.

19.  Логика речи / Е.Н. Зарецкая. – М.: Изд-во «Дело», 2007.

20.  Эристика или искусство побеждать в спорах /А. Шопенгауэр. – СПб, 1900.

Шэрлок (в оригинале – Sherlock): телесериал / Марк Гэтисс, Стивен Моффат.

– Great Britain.: BBC Wales: Hartswood Films, 2010 – 2013.

http://www.logic-books.info/taxonomy/term/21

http://www.logic-books.info/taxonomy/term/16

24. http://univertv.ru/video/matematika/matematicheskaya_smes/matematicheskie_zaga dki_i_paradoksy/?mark=science

http://sofizm.narod.ru/

http://www.uis.kiev.ua/~_xyz/paradox.html

http://psi-logic.shadanakar.org/index.html

http://nazva.net/

http://mozgun.ru/

http://www.braingames.ru/

 

5.4. Текст Цель – организация продуктивной деятельности старшеклассников, направленной на достижение следующих результатов:

 

  • · личностных:

 

в ценностно-ориентационной сфере:

 

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также различных форм общественного сознания - науки, искусства, правосознания, своего места в поликультурном мире;

- сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

в интеллектуальной сфере:

- умение логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, сравнивать, анализировать;

- овладение универсальными способами учебной деятельности, умениями учится, организовывать свою учебную деятельность;

- обогащение опыта самореализации, личной и коллективной познавательной деятельности;

- умение применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций;

-  индивидуальный прогресс  в основных областях личностного развития  – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции;

- развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;

-  усвоение нравственных норм поведения в общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих;

 

  • метапредметных:

 

в информационно-коммуникативной деятельности:

 

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

-   перевод информации из одной знаковой системы в другую;

-   адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде;

-  отделение основной информации от второстепенной;

-  критическое оценивание достоверности полученной информации;

-  выбор чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-  умение развѐрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства;

 

в рефлексивной деятельности:

-   умение оценить содержание текста;

-  умение оценить качество содержания текста, его эстетику;

-  умение различать авторские оценки изображѐнного;

 

  • предметных:

 

-   освоение стилистического анализа текста;

-   освоение информационно-смыслового анализа текста;

-  овладение знаниями о структуре текста, об особенностях жанра.

 

Понятие о тексте. Текст как единица учебно-практической деятельности, способствующей формированию у школьника внутренней установки « я учусь, как действовать…». Классификация текстов. Выявление информации. Интерпретация текста. Рефлексия и оценка информации.

 

Практическая работа. Решение задач на выявление информации в сплошном тексте. Решение задач на интерпретацию несплошного текста. Решение задач на анализ текста с точки зрения достоверности информации. Решение задач на рефлексию и оценку сплошного текста.

 

Тематическое планирование

 

 

 

 

Характеристи

Форма

 

Кол-

Тема занятия и

 

организаци

 

Содержание

ки основных

 

во

основное

и

 

деятельности

видов

 

часов

содержание

деятельност

 

 

деятельности

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Понятие о тексте.

Определение

Выполнение

Фронтальная

 

 

Классификация

главной темы.

практической

работа.

 

 

текстов. Общая

Формулирование

работы

Самостоя-

 

 

ориентация в

тезиса,

 

тельная

 

 

содержании текста

выражающего

 

работа с

 

 

и понимание его

общий смысл

 

текстом

 

 

смысла.

текста. Объяснение

 

 

 

 

 

порядка

 

 

 

 

 

инструкций,

 

 

 

 

 

предлагаемых в

 

 

 

 

 

тексте.

 

 

 

 

 

Определение

 

 

 

 

 

основных

 

 

 

 

 

составляющих

 

 

 

 

 

графика (таблицы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Выявление

Чтение текста.

Решение задач

Работа в

 

 

информации.

Определение его

на выявление

микро-

 

 

Виды чтения.

основных

информации в

группе с

 

 

 

элементов. Поиск

сплошном

источником

 

 

 

необходимой

тексте

информации

 

 

 

единицы

 

 

 

 

 

информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Интерпретация

Сравнение и

Решение задач

Работа в

 

 

текста. Доводы в

противопоставле-

на

микрогруппе

 

 

подтверждение

ние заключѐнной в

интерпретацию

с

 

 

выдвинутых

тексте

несплошного

источником

 

 

тезисов. Выводы

информации.

текста

информации

 

 

из

Обнаружение в

 

 

 

 

сформулированны

нѐм доводов и

 

 

 

 

х посылок.

подтверждение

 

 

 

 

Заключение о

выдвинутых в нѐм

 

 

 

 

намерении автора

тезисов.

 

 

 

 

или главной мысли

Выведение

 

 

 

 

текста. Анализ

заключения о

 

 

 

 

подтекста.

концепте текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Рефлексия на

Выявление

Решение задач

Работа в

 

содержание текста.

содержащейся в

на анализ

микрогруппе

 

 

тексте

текста с точки

с

 

 

противоречивой

зрения

источником

 

 

информации.

достоверности

информации

 

 

Высказывание

информации

 

 

 

оценочных

Решение задач

 

 

 

суждений и своей

на рефлексию и

 

 

 

точки зрения о

оценку

 

 

 

прочитанном

сплошного

 

 

 

тексте. Оценка

текста.

 

 

 

утверждений,

 

 

 

Рефлексия на

сделанных в

 

 

 

форму текста.

тексте, исходя из

 

 

 

 

своих

 

 

 

 

представлений о

 

 

 

 

мире. Поиск

 

 

 

 

доводов в защиту

 

 

 

 

своей точки

 

 

 

 

зрения.

 

 

 

 

Стилистический

 

 

 

 

комментарий

 

 

 

 

текста.

 

 

 

Задание для самостоятельной работы: составить 1-3 задачи, целью которых была бы проверка информационной компетентности.

Литература

  1. Аванесов В. С. Теория и методика педагогических измерений. http://testolog.narod.ru/Theory12.html
  2. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа ― Школа 2100, Педагогика здравого смысла / Под ред. А.А. Леонтьева.
  3. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ. // Cоциологические исследования №5. Май 2007. стр.140-144.
  4. Евстратова С.Б. Интеграция предмета ―Русский язык в основной школе с русским языком обучения. 2010, стр. 128-164.
  5. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность. //Русский язык издательский дом - Первое сентября. http://rus.1september.ru
  6. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. И.В. Усачевой.– М., 2002.
  7. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. – Тлн.: Арго, 2010
  8. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.– Тлн.: Арго, 2010.
  9. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В., Рождественская Л.В. Есть «Надежда»! Итоги сетевого образовательного проекта. «Русский язык за рубежом». 2009. № 4., стр. 48-56.
  10. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения // Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов.
  11. Поварнин C. B. Как читать книги. 1970 г. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
  12. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма // Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов.
  13. Сметанникова Н.Н. Грамотность. Единственное или множественное число? // Школьная библиотека, 2001.
  14. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных технологий учащихся, «Учебная литература» 2007.
  15. Щаднева В.П., Содержание первой части экзаменационной работы по русскому языку за курс основной школы. Методические рекомендации, Тарту 2007 http://www.ekk.edu.ee/vvfiles/1/Venepohi2.pdf
  16. Материалы сайта «Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/
  17. Материалы сайта «Учитель в Сети» https://sites.google.com/site/ulejconf/
  18. Материалы       сайта       «Веб       сервисы       для       учителя» https://sites.google.com/site/tkvgelearning Аннушкин  В.И.  Риторика.  – Пермь, 1994.

5.5. Риторика

Цель - создание условий для достижения старшеклассниками следующих результатов:

личностных:

в ценностно-ориентационной сфере сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также различных форм общественного сознания - науки, искусства, правосознания, своего места в поликультурном мире; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовнос ти и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

в трудовой сфере готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в    познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

  • метапредметных:

 

в   познавательной деятельности:

 

-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ; -определение адекватных способов решения задачи на основе заданных алгоритмов;

в информационно-коммуникативной деятельности:

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

-   адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде;

-   выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- отражение в устной или письменной речи результатов своей деятельности;

-   использование  мультимедийных ресурсов  и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;

-   следование этическим нормам и правилам ведения диспута

в рефлексивной деятельности:

 

-   осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

-  учѐт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

- владение умениями совместной деятельности; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач;

-   умение предвидеть возможные последствия своих действий.

 

  • предметных:

 

-  структурирование учебной информации;

-    определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и соотношений между частями целого;

-   проведение риторического анализа устных и письменных текстов, речевой ситуации;

-  проведение информационно-смыслового анализа текста;

-  умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

-  составление плана, тезисов, конспекта;

- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

-  умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

 

 

Понятие о риторике. Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Критерии и законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной неориторике. Композиция ораторской речи. Риторический канон: изобретение содержания речи (инвенция). Использование техники «общих мест». Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция) Риторический канон: словесное выражение (элокуция). Техника произнесения публичной речи.

Практическая работа. Риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации, риторические задачи, речевые упражнения, поэтапное создание самостоятельного устного выступления.

 

Демонстрации:

 

-   образовательного проекта «Академия»;

-    мультимедийных ресурсов (видеороликов, видеолекций, отрывков телепередач, научно-популярных фильмов, онлайн-уроков риторики).

Тематическое планирование

 

Кол-

Тема

занятия

и

Содержание

Характеристика

Форма

во

основное

 

деятельности

деятельности

организации

часов

содержание

 

 

обучающихся

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

1

Риторика

-

Просмотр и

Решение

 

Эвристическая

 

мастерство

 

обсуждение

риторических

беседа

 

воздействующей,

 

видеолекции

задач

 

 

 

целесообразной,

 

 

 

 

 

 

гармонизирующей

 

 

 

 

 

 

речи.

Проблема

 

 

 

 

 

речевого общения в

 

 

 

 

 

современном  мире.

 

 

 

 

 

Понятие

о

 

 

 

 

 

гармонизирующей

 

 

 

 

 

 

речи.

Понятие

о

 

 

 

 

 

риторике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Критерии и законы

Просмотр и

Риторический

Эвристическая

 

эффективного

 

обсуждение

анализ

устного

беседа

 

речевого   общения:

онлайн-урока

выступления

 

 

от   Аристотеля

к

 

 

 

 

 

современной

 

 

 

 

 

 

неориторике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип

 

 

 

 

 

 

 

 

коммуникативного

 

 

 

 

 

 

сотрудничества

и

 

 

 

 

 

правила

речевого

 

 

 

 

 

общения.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативность

 

 

 

 

 

речи

и

речевого

 

 

 

 

 

поведения: средства

 

 

 

 

 

достижения

контак

 

 

 

 

 

та с адресатом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Композиция

 

 

Активное

Составление

 

Лекция

 

ораторской

речи.

слушание,

проекта инвенции

Работа в

 

Риторический

 

Выстраивание

к

 

микрогруппах с

 

канон:

изобретение

устного

самостоятельному

источником

 

содержания

речи

речевого

устному

 

информации

 

(инвенция)

 

 

высказывания

выступлению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Композиция

 

 

Активное

Риторические

 

Лекция

 

ораторской

речи

слушание

задачи

 

Работа в

 

Риторический

 

Выстраивание

Проект

 

микрогруппах с

 

канон:

 

 

 

 

устного

диспозиции

 

источником

 

расположение

 

речевого

самостоятельного

информации

 

изобретенного

 

высказывания

устного

 

 

 

(диспозиция)

 

 

выступления

 

 

 

Использование

 

 

 

 

 

 

техники

 

«общих

 

 

 

 

 

мест».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Композиция

 

 

Активное

Риторический

 

Работа в

 

ораторской

речи

слушание

анализ

 

микрогруппах с

 

Риторический

 

Выстраивание

письменных

 

источником

 

канон:

 

словесное

устного

текстов

 

информации

 

выражение

 

 

речевого

Проект  элокуции

 

 

(элокуция)

 

 

высказывания

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самостоятельному

 

 

 

 

 

 

 

 

устному

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выступлению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Техника

 

 

 

Просмотр и

Речевые

 

Индивидуальная

 

произнесения

 

обсуждение

упражнения

 

работа

 

публичной

речи

онлайн-урока

Подготовка

к

 

 

Роль  невербальных

 

самостоятельному

 

 

средств

общения

в

 

устному

 

 

 

успехе

 

публичной

 

выступлению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

речи

 

 

 

 

 

Основные

виды

 

 

 

 

жестов  и

ситуации

 

 

 

 

их применения.

 

 

 

 

Основные

 

 

 

 

 

характеристики    и

 

 

 

 

свойства голоса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Презентация самостоятельного устного выступления

 

 

 

 

 

 

 

Темы для самостоятельной работы:

Дискуссия в деловом общении.

Правила ведения спора.

Деловой разговор и его виды.

Невербальные средства общения

Речевой этикет и его национальные особенности.

Риторический идеал и его историческая изменчивость

Риторика и власть

Речевая агрессия: области и формы проявления.

«Черная» риторика: принципы и приемы манипулирования массовой аудиторией.

10.  Правила речи в духовной литературе.

11.  Риторика порицания.

12.  Риторика похвалы.

13.  Светское общение и его формы. Национальные  формы  общения  (коммуникативное  поведение,  например, японцев; возможен и другой выбор объекта исследования). Общение в семье и его основные особенности. Молчание в русском общении. Гендерный аспект в общении.

Литература для учителя

1.Аннушкин В.И. Риторика. – Пермь, 1994.

2.Бобылев Б.Г. Практикум по риторике: Методическое пособие/. – Орел: ГТУ, 2002. – 68 с.

3.Волков  А.А.  Курс  русской  риторики.  –  М.: Издательство  храма св. муч. Татианы, 2001. – С. 4-60.

4.Кохтев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1996. – С. 3-16.

5.Михальская  А.К. Основы риторики. Мысль  и слово.  –  М.: Просвещение, 1996. – С. 8 – 34.

6.Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М.: Добросвет, 1997. – С. 10-93. 7.Шейнов В.П. Риторика. - Минск: Амалфея, 2000. – С. 3-43.

 

Литература для учащихся

 

1.Алексеев А.П. Аргументация. Познание, Общение М., 1991.

2.Аннушкин В.И., Муратова К.В. Как научить владеть словом \\ Русская речь 1989 №1.

3.Баранов А.Н., Казакевич Е.Г Парламентские дебаты: Традиции и новации М., 1991.

4.Бернацкий Г.Г. Культура политической дискуссии Л., 1991.

5.Волков А.А., Фадеева Е.А. Воплощение замысла в лекции М., 1989.

6.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи М., 1993.

7.Иванова С.Ф. Специфика публичной речи М., 1978.

8.Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления М., 1988.

9.Михайличенко Н.А. Риторика М., Новая школа 1994.

10.Рождественский Ю.В. Риторика публичной лекции М., 1988.

11. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения М., Высшая школа 1999.

 

Словари

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник, М., 1993..

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.,1999.

Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.

Большой орфографический словарь. Под ред. Бархударова. М., 2003.

Грабчикова  Е.С.  Словарь-справочник  словосочетаний  русского  языка. М.,2000.

Иванов. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.

Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов. М., 1999. (Библиотека ГПА).

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка (Любое издание).

Ожегов С.И. Словарь русского языка (Любое издание).

Орфографический словарь русского языка. Под ред.  Аванесова Р.И.  М., 1999.

Синонимические словари. Ростов-на-Дону, 1995. (Библиотека ГПА).

Словарь русского языка в 4-х томах. М., 1981.

Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. (Словарь-справочник). Л., 1973.

Интернет-ресурсы:

www.gramota.ru

www.krugosvet.ru

www.ruscorporo.ru

www.portal-slovo.ru

Приложение 1 Примерные самостоятельные работы Домашняя контрольная работа по логике №1

Определить, к понятиям или суждениям относятся выражения:

a)                    А из нашего окна площадь Красная видна,

b)                    Великие ученые древности,

c)                    Площадь треугольника равна произведению длин основания и проведенной к нему высоты,

d)                 Ясный, морозный зимний день,

e)                  Солнце – звезда, дающая жизнь.

Выбрать небольшое – в одно предложение – высказывание известного ученого (литератора, политика и т.д.) и выразить его в символьной форме.

Домашняя контрольная работа по логике №2 (задания 1-4 ко второму занятию по теме, задания 5-7 – к третьему)

Определить вид понятий:

Остров, грустный осенний дождик, кот Бегемот, созвездие Орион, ученик, директор крупного холдинга.

Определить отношения между понятиями: озеро, озеро Байкал, водоем, пресный водоем, река, самое глубокое озеро на планете

Выписать из любого источника два определения, указать их вид и состав.

Составить семантическую карту выбранного понятия.

Составить майнд-карту для объяснения смысла этого понятия группе.

В чем различие между построенными картами?

Домашняя контрольная работа по логике №3

Привести примеры общеутвердительных, частноутвердительных, общеотрицательных и частноотрицательных суждений.

Для предложенных сложных суждений составить формулы.

Определить, является ли данная формула логическим законом. Домашняя контрольная работа по логике №4

Привести примеры дедуктивных умозаключений в форме силлогизма (2 верных, 2 ошибочных).

Определить вид умозаключения и построить схему.

В каком-либо литературном произведении найти описание дилеммы и установить ее вид.

*Разрешима ли, по-Вашему, дилемма? (*-вопрос не обязателен)

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

 

Критерии оценки доклада на конференции

 

 

 

 

Критерии

Оценка

 

 

 

 

 

 

1.

Тип работы

1

-  реферативная  работа  (до  5  источников),

 

 

 

использован материал школьного курса

 

 

 

2

-   реферативно-исследовательская   работа

 

 

 

(более 5 источников), содержит как материал

 

 

 

школьного   курса,   так   и   материал   сверх

 

 

 

программы

 

 

 

3

-    исследовательская   работа,    проект,

 

 

 

содержит авторский материал, который может

 

 

 

быть опубликован

 

 

 

 

 

 

2.

Качество доклада

1

- докладчик зачитывает текст или читает со

 

 

 

слайда

 

 

 

2

- докладчик рассказывает о работе, но суть

 

 

 

работы не объяснена

 

 

 

3

- четко выстроенный доклад

 

 

 

4

- доклад производит выдающееся

 

 

 

впечатление

 

 

 

 

 

 

3.

Качество ответов на вопросы

0

- не может ответить на вопросы

 

 

 

1

- не может ответить на часть вопросов

 

 

 

экспертной группы

 

 

 

2

- отвечает на все вопросы (либо вопросы у

 

 

 

экспертов не возникли)

 

 

 

 

 

 

4.

Оформление

1

- материал низкого качества выполнения

 

 

демонстрационного материала

2

-  демонстрационный материал традиционен:

 

 

 

рисунки, диаграммы, фотографии

 

 

 

3

- демонстрационный материал высокого

 

 

 

качества, используются опыты, презентации,

 

 

 

видеофрагменты и др.

 

 

 

 

 

 

5.

Четкость выводов,

0

- нет выводов

 

 

обобщающих доклад

1

- выводы не четкие или не доказаны

 

 

 

2

- выводы полностью характеризуют работу

 

 

 

 

 

 

6.

Соблюдение регламента

1

- докладчик не уложился в регламент

 

 

 

2

- уложился в регламент

 

 

 

 

 

 

итого

Минимально

4

 

 

 

Максимально

16

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Критерии отбора сплошных текстов для работы С целью обеспечить содержательность работы  учитель должен при выборе учебного текста отдавать предпочтение информационно привлекательным текстам. Они должны содержать актуальную для ученика информацию и соответствовать его насущным запросам. Тексты должны опираться на содержание учебной программы и отражать межпредметные связи. В них должны отсутствовать недостатки, которые затрудняют чтение и не нацеливают учеников на активные поиски ответов на поставленные вопросы. При отборе материала учителю следует объективно оценивать

1)     информативную достаточность текста;

2)     фактическую достоверность приводимых в тексте сведений;

3)     языковую правильность текста;

4)      стилевую органичность и оправданность употребления отдельных иностилевых или ненормативных языковых единиц в том или ином конкретном

случае;

5) соответствие содержания возрасту учащихся.

В процессе отбора и подготовки текста к работе следует исходить из его функционально-стилевой принадлежности и учитывать параметры коммуникативно полноценного текста. В таком тексте

1)       используются уместные языковые средства,

2)       информативно-содержательные, логико-композиционные, языковые и эстетические (стилистические) элементы текста адекватны целям автора, то, что называет автор, совпадает с понятиями и представлениями читателя,

3)       использованы точные речевые формулы, соответствующие целям текста,

4)       отсутствуют коммуникативно избыточные фрагменты,

5)        классическая трехчастная структура: вступление, основная часть, заключение,

6)       соблюдается пропорциональность композиционных частей,

7)       материал представлен в логической последовательности.

Предпочтение рекомендуется отдавать таким текстам, в которых представлено то или иное сочетание разных типов речи: рассуждения, повествования, описания. Разнообразие типов речи в тексте не только активизирует внимание учеников, но и существенно облегчает учителю формулировку заданий.

Боковое меню

Как правильно класть плитку. Как класть плитку на стену быстро. Класть плитку своими руками. Как выбрать ламинат для квартиры. Какой лучше выбрать ламинат сегодня. Какого цвета выбрать ламинат. Как правильно клеить обои. Как клеить обои на потолок вертикально. Как правильно клеить углы обоями. Интересные самоделки своими руками. Качественные самоделки своими руками фото. Самоделки для дома своими руками. Как сделать потолок в доме. Чем лучше утеплить потолок дома на сегодняшний день. Утепление потолка дома своими руками. Бизнес идеи с минимальными вложениями. Успешные идеи малого бизнеса с нуля. Прибыльные бизнес идеи. Как сделать мебель своими руками. Сделать деревянная мебель своими руками. Сделать мебель своими руками видео. Опалубка для фундамента. Как сделать опалубку для фундамента быстро. Опалубка для фундамента купить.
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организации
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство.Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Степендии и иные виды материальной поддержки.
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Противодействие корупции
Путешествие по школе
Школьная жизнь
Публичный доклад
Воспитательная работа
Научно-методическая работа
Учебные программы и УМК
Научно- методический совет
ОбИП
Образовательный процесс
Безопасность и административно-хозяйственная работа
Психологическая работа
Новости образования Ростовской области
Абитуриенту
Условия поступления
Рекомендуемые ВУЗы
История Неклиновской лётной школы

Контактная информация

Адрес: 346840, Россия, Ростовская область,c.Николаевка,Юго-восточная территория, Неклиновская ОШИ с ПЛП

Тел: 8 (8634) 60-39-98.

E-mail: Goushi_neklin@rostobr.ru

Web-сайт: noshisplp.ru

Сейчас на сайте

Сейчас 55 гостей онлайн
Яндекс.Метрика