«Образовательная модель «1 ученик: 1 компьютер» как фактор повышения качества образования в условиях ИКТ-насыщенной среды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Таганрог

2014 г

 

 

Обоснование актуальности проекта

 

ХХI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Глобальная экономика, новые рынки труда, требующие формирования новых компетенций, проникновение информационных и коммуникационных технологий во все сферы социальной жизни ставят перед школой задачу соответствия новым условиям. Компьютеры, проекционная техника, локальные сети, интернет не только меняют современные методики преподавания отдельных школьных предметов, но и заставляют по-новому взглянуть на классические педагогические задачи — то, как происходит развитие ребенка, как формируются его знания, умения и навыки, какую роль в этом играет его взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

С  развитием  ИКТ информационная картина современного общества становится полимодальной: в нем оказывается много информационных центров, школа и традиционно понимаемое знание, сконцентрированное в учебнике, перестают быть единственными источниками картины мира для школьника. Со всей остротой встает вопрос о формировании у учащегося умений навигации в современном информационном пространстве, способности решать нестандартные задачи, работать в команде, самостоятельно планировать, анализировать и оценивать свою деятельность. Все это становится возможным благодаря тому, что в руках у учащегося оказывается мощный инструмент моделирования, наблюдения и взаимодействия — учебный ноутбук, подключенный к беспроводной сети. Это позволяет создать принципиально новую учебную ситуацию, ориентирами в которой будут становиться умения и качества, востребованные в XXI веке, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного  поиска и создания цифровых объектов.

Среда электронного образования — это образовательное пространство, в котором происходит формирование у детей качеств и умений XXI  века, таких, как медиаграмотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, умение мыслить глобально, готовность работать в команде и гражданское сознание – всего, что так необходимо современному человеку. Знания и умения  XXI века способствуют формированию у учащихся самостоятельности и развитию у них гражданских, профессиональных и лидерских качеств.

История педагогики наглядно демонстрирует, что качественно новые образовательные системы появляются тогда, когда в руки учащихся попадают новые инструменты обучения. Знаменитый «Мир чувственных вещей в картинках» Коменского — это, по сути, учебный медиаресурс.

Более чем двадцатилетний опыт внедрения модели «1 ученик: 1 компьютер» в России показывает, что этот процесс является комплексным и инновационным и затрагивает весь уклад школьной жизни (учитывая целый ряд факторов психологического, педагогического, медицинского, юридического и социального характера).

Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует больших изменений в образовании. Будучи основной и самой продолжительной ступенью образования, школа становится ключевым звеном обеспечения нового качества образования.

Таким образом, актуальность проекта определяется не только социальным заказом на воспитание гражданина, который обладает умениями навигации в информационном пространстве XXI века, но и потребностями человека в самореализации, взаимодействии и сотрудничестве в условиях современного информационного общества.

 

Анализ образовательной ситуации учреждения

Инновационный проект  ГБОУ РО НОШИ с ПЛП  является организационной основой реализации новых подходов к формированию современной модели образования, отвечающей задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Национальной инициативы «Наша новая школа», Комплексного плана модернизации общего образования. Актуальность выбранного направления обозначена в ФГОСах, согласно которым школа должна обеспечить возможности для развития компетентной, социально адаптированной личности, способной отвечать на вызовы информационного общества  ХХI века.

Модель «1 ученик: 1 компьютер» вполне может стать тем пусковым механизмом, благодаря которому в школе будет складываться «сообщество действия», включающее всех участников образовательного процесса — педагогов, учащихся, их родителей, представителей местного сообщества, производителей учебного контента, культурные, научные и образовательные организации.

В ГБОУ РО НОШИ с ПЛП работает стабильный, творческий педагогический коллектив. Учителя и воспитатели школы готовы к осуществлению инновационной деятельности. Соответствующее образование и квалификация кадров, прохождение специализированных курсов повышения квалификации педагогами – факторы,  способствующие внедрению инновационного проекта в образовательный процесс.

За последние два года на курсах повышения квалификации обучились  почти 100%  педагогов школы,  из них  90% на курсах повышения квалификации по проблеме «Достижение нового качества общего образования через развитие  информационной образовательной среды ОУ» (в объеме 72 ч.)  ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО на базе школы.

Повышение квалификации и мастерства педагогов позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в уровне развития, воспитанности учащихся, уровне ИКТ - компетентности педагогического коллектива.

В школе работают два компьютерных класса  по 15 машин, объединенных в школьную локальную сеть. Приобретена современная техника: 5 проекторов, 4 интерактивных доски, создано 4  предметных мультимедийных кабинета,  у каждого педагога и учащегося ноутбук.

Обеспечены условия для доступа учащихся и учителей к образовательным ресурсам сети Интернет. Создан банк программных разработок (ЦОР) и мультимедийных пособий  как по предметам школьного цикла, так и по внеклассной деятельности. 75% педагогов школы используют Интернет-ресурсы в целях улучшения качества образовательного и воспитательного процессов; из них 35% педагогов являются участниками   областных и всероссийских конференций  ИТО. Отработана система контроля и оценки знаний «My test» при изучении специальных дисциплин. Внедрены информационные технологии в управление школой. В 2012 году школа стала участником проекта по использованию электронных журналов и дневников.

Как показали мониторинговые исследования, 97% педагогов НОШИ с ПЛП готовы к внедрению образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер». С другой стороны, понимание и поддержка родителями инновационного процесса являются очень важными как для учеников, так и для педагогов. Более того, родительская общественность выступила «заказчиком» и «спонсором» введения инновационной образовательной модели в НОШИ с ПЛП, ведь наряду с имеющимися достижениями, в НОШИ с ПЛП существует ряд проблем, в первую очередь связанных с качеством образования школьников. Внедрение инновационного проекта позволит создать единую интерактивную среду в учреждении, сформировать осознанную потребность учащихся в получении знаний, а также ключевые компетенции, активную жизненную позицию школьников, тем самым способствуя повышению качества образования. Учащиеся, педагоги (учителя, воспитатели, ПДО) и родители в процессе реализации образовательной модели должны находиться в процессе постоянного взаимодействия. Это позволит создать гибкую систему взаимоподдержки, от которой выиграют все участники образовательного процесса.

Концептуальная идея проекта

В основе любой образовательной системы лежит обучение грамотности. XX век поставил в области освоения грамотности новые задачи. Прежде всего, изменилось само направление применения грамотности. Задача уже не в том, чтобы воспроизвести или переписать текст. Задача в том, чтобы найти в информационном пространстве именно ту информацию, которая необходима, понять ее и суметь применить. А   новые задачи требуют использования новых инструментов — компонентов среды мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер». Развитие компьютерных технологий и интернета, повсеместное их проникновение в практику школьного образования ведут к формированию особого вида грамотности — информационной.

Целью оптимизации образовательного процесса, повышения качества образования является формирование современной «повсеместной» информационно-образовательной среды. Если ранее предметно-информационная среда обучения была ориентирована на базовый уровень образования, то в наши дни следует думать о расширении и изменении образовательной среды, придании ей интерактивного характера, особенно по отношению к внешнему информационному пространству. Связь обучения и жизни приобретает новый смысл. Для нового социального этапа — этапа развития информационного общества — очень важно научить человека общим, универсальным способам деятельности.

Требования ФГОС к возможности использования информационно-коммуникационных ресурсов (дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования различных процессов и явлений, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, и пр.) определяют новый подход к ведению образовательного процесса. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современные технологии обучения и иная, чем раньше, образовательная модель, каковой и является модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер».

Роль педагога в данной модели также претерпевает значительные изменения: происходит переход от монопольного «хозяина знаний» к «повсеместному учителю», создающему учебные ситуации как внутри, так и за пределами класса. Учитель, который сам профессионально пользуется современными цифровыми средствами и сервисами, является мощнейшим мотиватором к использованию этих средств  своими учениками.

 

 

Трансформация учебного процесса по модели «1 ученик: 1 компьютер»

Учебный процесс в модели имеет ряд существенных отличий от традиционного: погружение в ИКТ – насыщенную среду обеспечивает индивидуализацию и исследовательскую направленность обучения, возможность проведения виртуальных наблюдений и опытов, углубленное изучение предметов и др.

Трансформация образовательного пространства по модели мобильного обучения

Основной особенностью модели «1 ученик: 1 компьютер» является возможность организовывать обучение не только в школе, но и за ее пределами, что особенно важно в условиях школы – интерната с ПЛП, где обучаются  ребята из различных регионов Российской Федерации. Создание среды электронного обучения в школе позволяет ключевым образом изменить парадигму трансляции знания в системе образования. Эта модель, ориентированная на принцип «учиться всегда и везде», создает условия для реализации принципов личностно-ориентированного образования.

Повышение качества образовательного процесса при использовании данной модели обеспечивается за счёт реализации закономерности: чем выше активность старшеклассника  в педагогически целесообразной деятельности, тем выше эффективность педагогического процесса. При этом ИКТ -  среда должна охватывать все образовательное пространство школы (учебное, воспитательное, профессионально-педагогическое), обусловливать атмосферу воспитательных и профессиональных отношений. Создание такой среды и «повсеместное обучение» – процесс и результат изменения отношения к образовательному процессу всех его участников: педагогического коллектива и администрации, учащихся и их родителей, а также открытого взаимодействия с внешней социокультурной средой.

 

Цели проекта:

1) повышение качества образования через погружение школьника в ИКТ - насыщенную среду, обеспечивающую естественно активное состояние всех субъектов образовательного процесса, за счет использования эффективных компьютерных технологий, методов проектной деятельности и средств наглядности;

2) развитие методического потенциала учреждения и расширение возможностей обучения при помощи ИКТ, овладения современными методиками преподавания и воспитания, способами организации учебного процесса с помощью компьютерных технологий, таких как поиск в интернет источниках, сетевое взаимодействие на уроке, визуализация и представление данных и т.д.;

3) переход на новый технологический уровень всех информационных процессов, проходящих в образовательном учреждении.

 

Задачи проекта:

1)           создание условий для успешности обучения, повышения мотивации          учения, развития познавательного интереса посредством обеспечения субъектной позиции;

2)           оптимизация образовательного процесса через приоритетное использование ИКТ;

3)           формирование единого информационного пространства школы, усиление взаимодействий всех участников образовательного процесса (педагог – ученик – родитель);

4)           создание условий для развития качеств и умений XXI века, необходимых для успешной интеграции будущего выпускника школы в современную профессиональную деятельность;

5)    организация дистанционного обучения;

6)    формирование информационной культуры педагогов и учащихся;

7)           освоение учащимися  и педагогами школы навыков коллективной сетевой проектной деятельности;

8)           создание положительного имиджа школы и позиционирование её на рынке образовательных услуг города, области и страны.

Этапы реализации проекта

Подготовительный: (установочный) (2014г.)

  • обоснование актуальности избранной темы проекта;
  • проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса;
  • распределение функциональных обязанностей участников проекта, внедрение психолого-педагогических диагностик;
  • ознакомление с нормативно-правовой базой, составление плана работы,  подготовка материально-технического обеспечения  для реализации  проекта;
  • разработка программы деятельности;
  • изучение современной практики по данной  теме.

Организационный

  • формирование группы педагогов, родителей, представителей ведомственных организаций по реализации направлений  проекта;
  • реализация поставленных задач, проведение запланированных мероприятий,  выполнение проекта;
  • формирование проблемы, определение целей, задач проекта;
  • определение принципов, направлений, научных и педагогических идей работы;
  • определение материально-технической базы, учебно-методического обеспечения эксперимента (проекта);
  • согласование проекта с научным руководителем (координатором) и Министерством образования Ростовской области;
  • определение схем отслеживания результатов проекта и форм подведения итогов, трансляции результатов.

Практический: (реализационный) (2014- 2016 гг.)

  • фиксация исходного состояния;
  • моделирование комплекса подпрограмм и проектов и их реализация, соотношения факторов, ресурсов и результатов;
  • прогнозирование тенденций развития школы;
  • определение форм и содержания управленческих решений;
  • обсуждение промежуточных результатов и корректировка действий.

Обобщающий (презентационный)  (2017 г.)

  • обработка и анализ промежуточных итогов реализации предполагаемым результатам эксперимента (проекта);
  • обобщение и распространение опыта работы учителей;
  • формирование банка данных по итогам работы;
  • представление отчёта о проделанной работе по проведению эксперимента;
  • проведение итоговой  конференции с участием представителей учреждений социума и родительской общественности;
  • информирование педагогов, родителей и учащихся о результатах реализации проекта;
  • определение перспективных направлений совершенствования данного  проекта.

 

 

Предполагаемая результативность проекта

В аспекте обученности и развития личности обучающихся:

  • формирование потребности в интеллектуальном и духовном самосовершенствовании;
  • повышение качества знаний, умений и навыков;
  • расширение опыта исследовательской деятельности, навыков учебного сотрудничества;
  • динамика развития творческого мышления учащихся;
  • снижение интеллектуальной перегрузки и психического напряжения на уроках.

В аспекте воспитанности и социализации школьников:

  • гуманизация ценностных приоритетов школьников, проявление их в социально ценной деятельности, поступках и поведении;
  • развитие самостоятельности и инициативности, активной жизненной позиции, лидерских качеств;
  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья;
  • обогащение опыта организации взаимодействия, товарищеских отношений.

В аспекте профессионального развития педагога:

  • повышение ИКТ-компетентности педагогов школы, развитие творческого потенциала учителей-новаторов;
  • профессиональное вдохновение, повышение интереса к профессиональной деятельности, самосовершенствованию;
  • повышение потребности в профессиональном творчестве, в освоении новых методик, технологий;
  • повышение активности участия в научно-методической, исследовательской деятельности;
  • профилактика профессиональных деформаций.

В аспекте развития образовательного учреждения:

  • повышение качества образования, новые учебные достижения учащихся;
  • повышение качества организации образовательного процесса и управления им;
  • совершенствование образовательной программы;
  • экспериментальная отработка модели   единой информационной образовательной  среды школы;
  • активное внедрение электронных ресурсов в образовательный процесс, формирование школьного локального хранилища ЭОРов;
  • формирование среды дистанционного доступа к качественным образовательным услугам для учащихся старшей школы через развитие школьного сайта;
  • повышение эффективности управления  учреждением: наличие компьютерного архива воспитателя и классного руководителя, компьютерного делопроизводства и документооборота, электронной базы данных школы;
    • совершенствование современной технико-технологической базы образовательного процесса;
    • трансляция результатов эксперимента на другие образовательные учреждения через систему мастер-классов, семинаров, публикаций в предметных журналах
    • повышение комфортности образовательной среды;
    • удовлетворённость родителей уровнем образовательных услуг образовательного учреждения;
    • благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе;
    • повышение конкурентоспособности образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОРОЖНАЯ КАРТА

реализации

инновационного проекта

 

«Образовательная модель «1 ученик: 1 компьютер» как фактор повышения качества образования в условиях ИКТ-насыщенной среды»

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей участников проекта

Август - сентябрь 2014 г.

2.

Мониторинг уровня готовности   школы  к введению образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер»

август 2014 г.

3.

Ознакомление с нормативно-правовой базой, подготовка материально-технического обеспечения  для реализации  проекта; изучение современной практики по данной  теме

 

август 2014 г.

4.

Разработка программы деятельности по проблеме мобильного обучения. Утверждение плана работы по введению образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер»

Сентябрь 2014 г.

5.

Формирование группы педагогов, родителей, представителей ведомственных организаций по реализации направлений  проекта

Сентябрь 2014 г.

6.

Изучение запроса участников образовательного процесса о направлениях  деятельности в ходе работы ОбИП

Октябрь 2014

7.

Создание банка  готовых ЭОРов и ЦОРов, электронных учебных пособий

Ноябрь 2014

8.

Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение  деятельности ОбИП

Ноябрь 2014

9.

Обеспечение оснащённости учебного процесса и учебных помещений необходимым  оборудованием и  ПО

В течение года

10.

Размещение информации о ходе работы ОбИП на страницах сайта школы и в Центр модернизации РИПК и ППРО

Постоянно

 

 

 

 

 

Боковое меню

Как правильно класть плитку. Как класть плитку на стену быстро. Класть плитку своими руками. Как выбрать ламинат для квартиры. Какой лучше выбрать ламинат сегодня. Какого цвета выбрать ламинат. Как правильно клеить обои. Как клеить обои на потолок вертикально. Как правильно клеить углы обоями. Интересные самоделки своими руками. Качественные самоделки своими руками фото. Самоделки для дома своими руками. Как сделать потолок в доме. Чем лучше утеплить потолок дома на сегодняшний день. Утепление потолка дома своими руками. Бизнес идеи с минимальными вложениями. Успешные идеи малого бизнеса с нуля. Прибыльные бизнес идеи. Как сделать мебель своими руками. Сделать деревянная мебель своими руками. Сделать мебель своими руками видео. Опалубка для фундамента. Как сделать опалубку для фундамента быстро. Опалубка для фундамента купить.
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организации
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство.Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Степендии и иные виды материальной поддержки.
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Противодействие корупции
Путешествие по школе
Школьная жизнь
Публичный доклад
Воспитательная работа
Научно-методическая работа
Учебные программы и УМК
Научно- методический совет
ОбИП
Образовательный процесс
Безопасность и административно-хозяйственная работа
Психологическая работа
Новости образования Ростовской области
Абитуриенту
Условия поступления
Рекомендуемые ВУЗы
История Неклиновской лётной школы

Контактная информация

Адрес: 346840, Россия, Ростовская область,c.Николаевка,Юго-восточная территория, Неклиновская ОШИ с ПЛП

Тел: 8 (8634) 60-39-98.

E-mail: Goushi_neklin@rostobr.ru

Web-сайт: noshisplp.ru

Сейчас на сайте

Сейчас 79 гостей онлайн
Яндекс.Метрика