Программа военно-патриотического воспитания старшеклассников
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Военно - патриотическое воспитание старшеклассников
ГБОУ РО НШИ с ПЛП
на 2017-2020 гг.
«Отечества достойные сыны»
Наименование программы |
Программа военно -патриотического воспитания старшеклассников ГБОУ РО НШИ с ПЛП на 2017-2020 гг. «Отечества достойные сыны» (далее «Программа»)
|
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; Конвенция о правах ребенка; Устав ГБОУ РО НШИ с ПЛП; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»; Концепция патриотического воспитания молодежи |
Заказчик Программы |
Педагогический коллектив ГБОУ РО НШИ с ПЛП, родительский совет, общественность.
|
Разработчики Программы
|
Администрация ГБОУ РО НШИ с ПЛП |
Исполнители (участники) Программы |
Педагогический коллектив, воспитанники школы - интерната. |
Цели Программы
|
Развитие системы комплексного военно - патриотического воспитания, образования и просвещения старшеклассников на основе сохранения и преумножения героико- патриотического, культурного и духовно - нравственного наследия школы, района, области, страны. |
Задачи Программы |
- формирование у юношей (воспитанников) высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, готовности к военной службе, понимания каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, личной ответственности; -физическое и военно-патриотическое воспитание, подготовка учащихся к службе в Вооруженных силах Российской Федерации; -воспитание гражданственности и любви к Родине на примерах истории развития Российской Федерации, её традиций и культуры; -формирование учащихся целостной научно обоснованной картины мира, гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; -формирование здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии и занятия спортом и физической культурой; -выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательной дисциплины, мотивации на учебную деятельность; -взаимодействие семьи, школы, военных ведомств, военных вузов, военно - патриотических организаций в ситуации партнерства и сотрудничества; -содействие самоутверждению и самореализации старшеклассников во взрослой жизни, профессиональному самоопределению будущих защитников Отечества. |
Основные Направления Программы |
|
Координатор Программы |
Администрация ГБОУ РО НШИ с ПЛП |
Этапы реализации Программы |
|
Ход реализации программы |
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия. |
Индикаторы для оценки хода реализации программы: - количество мероприятий патриотической направленности на разных уровнях; - проведение военно-полевых сборов; - количество воспитанников - участников учебных полетов, прыжков с парашютом, первоначальной подготовки спасателей и военных автомобилистов; - вовлечение учащихся в работу клубов, кружков патриотической направленности; - проведение классных часов, праздников, тематических вечеров, акций, Дней Воинской Славы, встреч с ветеранами и участниками боевых действий и т.п.; - количество совместных мероприятий с социальными партнерами (с 4-й Краснознаменной Воздушной Армией, «Боевым братством», «Мегапир» и т.п.); - количество выпускников школы - интерната, продолживших военное образование. |
|
Контроль за исполнением Программы |
Отдел здоровьесбережения и специального образования министерства общего и профессионального образования Ростовской области, администрация ГБОУ РО НШИ с ПЛП
|
Пояснительная записка
- 1. Введение
Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего на деле конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищённости. Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления гражданами России всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, формирование готовности к военной службе, понимание каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, личной ответственности за выполнение требований военной службы, убеждённости в необходимости формирования требуемых качеств и навыков для выполнения воинского долга в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Результаты многочисленных социологических исследований свидетельствуют о том, что на сегодняшний день большая часть молодёжи не обладает ответственностью перед обществом за выполнение важнейших обязанностей в качестве его граждан, не готова к выполнению воинского долга по защите Отечества. Изучение начального периода военной службы призванных в армию и на флот юношей показывает, что многие из них испытывают большие трудности, сталкиваются с серьёзными проблемами в новом для них качестве военнослужащих. Среди основных причин этого, во-первых, слабо сформированная, а нередко и вовсе негативная установка на военную службу; во-вторых, отсутствие чётких представлений о характере воинской деятельности; в-третьих, низкая психологическая подготовленность к преодолению определённых трудностей, связанных с выполнением задач в специфических условиях; в-четвёртых, отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы; в-пятых, слабое физическое развитие. Всё это диктует необходимость серьёзной системной работы, направленной на перестройку прежде всего сознания юношей, формирования необходимой установки на предстоящую службу, формирования интереса, стремления, положительного отношения к ней, выработку мотивации, которая проявлялась бы на всём протяжении службы и в деле служения Отечеству. Эти задачи можно решить, предложив подросткам и молодёжи содержательную деятельность, связанную с тем, с чем предстоит им столкнуться в армии и в дальнейшей жизни.
В настоящее время господствует определённый стереотип, который характеризуется серьёзным отрывом работы с допризывной молодёжью от важных в практическом отношении сторон воинской жизни и деятельности. Использование этих моментов в воспитательных целях способствовало бы становлению будущих воинов ещё до момента призыва в ряды Вооружённых Сил, формирований и силовых структур. Такие формы работы, как лекции, беседы патриотического содержания, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в вооружённых конфликтов, походы по местам Боевой Славы, Вахты Памяти и др., необходимы, однако определяющего значения в формировании патриота, готовности молодого человека к воинской службе они не имеют и играют в системе патриотического и военно-патриотического воспитания вспомогательную роль. Упор необходимо делать на активное и деятельностное участие каждого обучающегося в единой системе взаимосвязанных мероприятий, когда становится возможным комплексное использование различных форм и методов.
Как показывает опыт, одной из наиболее эффективных и содержательных форм в деле подготовки молодёжи к служению Отечеству и реализации задач военно-патриотического воспитания являются кадетские школы и военизированные школы-интернаты, которые стали заметным явлением в системе российского образования XXI века.
История России доказывает, что учебные заведения закрытого, интернатного типа создаются или активизируются в своей работе в трудные для страны годы, а их воспитанники становятся не только известными военачальниками, но и видными деятелями дипломатии и искусства, политики и образования, науки и медицины.
Наряду с кадетскими образовательными учреждениями доказало свою эффективность и функционирование школ – интернатов с первоначальной лётной подготовкой, особенно сейчас, когда перед Россией остро встала проблема нехватки военных летчиков для решения стратегических задач. При этом в школе – интернате с ПЛП сохраняется основной принцип воспитания и образования: раздельное интернатное обучение и воспитание, использующее все преимущества воспитания в военизированной среде и опыт лучших офицеров-воспитателей, там целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе.
Поэтому в ГБОУ РО НШИ с ПЛП возникла необходимость создания комплексно – целевой Программы военно – патриотического воспитания «Отечества достойные сыны», которая бы представляла бы собой собственную модель образования, воспитания и просвещения старшеклассников (юношей).
Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия военно - патриотического воспитания учащихся на 2017-2020 гг. и ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания.
Реализация Программы предполагают совместную деятельность педагогического коллектива школы, военных ведомств, ветеранских организаций, муниципальных учреждений дополнительного образования и общественных организаций по реализации всех направлений патриотического воспитания учащихся.
2. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами
Приоритетными направлениями в области военно - патриотического воспитания старшеклассников в школе являются:
- формирование личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, осуществляемое подготовленными специалистами в условиях интерната с военизированным укладом жизнедеятельности;
- воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
- формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика правонарушений.
Героические события отечественной истории, жизнь выдающихся военачальников и подвиги участников боевых действий, участие армии РФ в миротворческих операциях, достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по военно - патриотическому воспитанию старшеклассников с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем военно - патриотического воспитания программными методами.
3. Цели и задачи Программы.
Основная цель программы:
Развитие системы комплексного военно - патриотического воспитания, образования и просвещения старшеклассников на основе сохранения и преумножения героико- патриотического, культурного и духовно - нравственного наследия школы, района, области, страны.
Основными задачами наряду с обеспечением современного качественного общего образования являются:
- создание условий для физической и морально - психологической подготовки призывников, обладающих к прохождению военной службы;
- формирование у юношей (воспитанников) высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, готовности к военной службе, понимания каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, личной ответственности;
-физическое и военно-патриотическое воспитание, подготовка учащихся к службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
-воспитание гражданственности и любви к Родине на примерах истории развития Российской Федерации, её традиций и культуры;
-формирование учащихся целостной научно обоснованной картины мира, гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
-формирование здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии и занятия спортом и физической культурой;
-выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательной дисциплины, мотивации на учебную деятельность;
-взаимодействие семьи, школы, военных ведомств, военных частей, ввузов, военно - патриотических организаций в ситуации партнерства и сотрудничества;
-содействие самоутверждению и самореализации старшеклассников во взрослой жизни, профессиональному самоопределению будущих защитников Отечества.
4. Ожидаемые результаты от реализации программы.
Реализация Программы призвана способствовать:
- активизации и повышения интереса старшеклассников к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
- развитию у молодого поколения чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества;
- обеспечению формирования у старшеклассников моральной, психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
- развитию системы спортивно-патриотического воспитания, увеличению численности воспитанников школы, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
5. Механизм реализации Программы.
Данная Программа реализуется педагогическим коллективом ГБОУ РО НШИ с ПЛП. Исполнители Программы несут ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий.
Координатором Программы является администрация ГБОУ РО НШИ с ПЛП.
Механизм реализации Программы предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива в целях воспитания будущих защитников Отечества и роста патриотизма у учащихся, создание благоприятных условий для формирования гармонично развитой личности старшеклассников, достойных граждан своей страны.
Администрация школы осуществляет координацию процесса воспитания в пределах своих полномочий, объединяя все усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе.
6. Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.
Индикаторы для оценки хода реализации программы:
- количество мероприятий патриотической направленности на разных уровнях;
- проведение военно-полевых сборов;
- количество воспитанников - участников учебных полетов, прыжков с парашютом, первоначальной подготовки спасателей и военных автомобилистов;
- вовлечение учащихся в работу клубов, кружков патриотической направленности;
- проведение классных часов, праздников, тематических вечеров, акций, Дней Воинской Славы, встреч с ветеранами и участниками боевых действий и т.п.;
- количество совместных мероприятий с социальными партнерами (с 4-й Краснознаменной Воздушной Армией, «Боевым братством», «Мегапир» и т.п.);
- количество воспитанников, ставших членами Всероссийского военно- патриотического движения «Юнармия»;
- количество выпускников школы - интерната, продолживших военное образование.
7. Контроль и управление реализацией Программы.
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет администрация ГБОУ РО НШИ с ПЛП и отдел здоровьесбережения и специального образования министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
План реализации Программы
«Отечества достойные сыны»
Направления и задачи |
Содержание работы |
Исполнители |
I этап – подготовительный (2017/2018 гг.) |
||
1. Формирование нового содержания образования и воспитания
|
1.1. Корректировка и реализация в учебном плане предметов и учебных модулей оборонно- спортивного профиля: - курс начальной военной подготовки; - специальные дисциплины (парашютно – десантная подготовка, аэродинамика, конструкция самолета и двигатель, навигация и др.).
1.2. Разработка и реализация дополнительных образовательных программ: - основы воинского этикета и речевой культуры военных; - кружок «Щит России»; - исторический клуб «Защитники Земли Русской». |
Зам. директора по УР
Зам. директора по ВР Зам. директора по НМР
|
|
2.1 Разработка мероприятий, соответствующих направлениям, и реализация их в учебно-воспитательном процессе |
Зам. директора по ВР Зам. директора по НМР
|
3. Разработка мониторинга деятельности классов |
3.1. Создание аналитического материала для отслеживания хода эксперимента |
Руководители кафедр, МО, Офицеры – воспитатели, классные руководители |
II этап – практический (2018/2019гг.) |
||
1. Формирование нового содержания образования и воспитания
|
1.1. Реализация в учебном плане предметов и учебных модулей оборонно- спортивного профиля: - курс начальной военной подготовки; - специальные дисциплины (парашютно – десантная подготовка, аэродинамика, конструкция самолета и двигатель, навигация и др.). 1.2.Реализация дополнительных образовательных программ: - основы воинского этикета и речевой культуры военных; - кружок «Щит России»; -исторический клуб «Защитники Земли Русской». |
Зам. директора по УР
Зам директора по ВР
Учителя специальных дисциплин
Зам. директора по ВР Зам. директора по НМР
|
2. Внеклассная и внешкольная совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей |
2.1. Активное участие старшеклассников в проектной, исследовательской, спортивной деятельности по направлениям. «Готов к труду и обороне!» - изучение нормативов комплекса ГТО; - участие в зимних и летних фестивалях комплекса ГТО; - участие в региональном конкурсе на лучшую организацию внедрения комплекса ГТО; - торжественное построение личного состава школы для награждения знаками отличия ГТО и удостоверениями к ним.
«Юнармейцы - вперед!». - выпуск «Боевых листков», информирующих о молодежном военно – патриотическом движении «Юнармия»; - участие в акции «Бессмертный парк»; - строевой смотр взвода юнармейцев; - участие во Всероссийском конкурсе на лучшее знание государственной символики РФ; - участие во Всероссийском конкурсе военного плаката «Родная армия»; - пропагандистская работа по вовлечению старшеклассников в ряды юнармейцев; - участие в районных, городских, региональных мероприятиях оборонно- спортивного профиля; - обучение юнармейцев навыкам оказания первой помощи. «Вахта Памяти» - участие в акции «Бессмертный полк»; - участие в параде Победы в Неклиновском районе; - участие в автопробеге по местам боёв 4-й Краснознамённой Воздушной Армии; - участие в акции «Ничто не забыто» (на Самбекских высотах Миус- фронта); - организация Почетного караула при проведении мероприятий в Неклиновском районе, г. Таганроге, Ростовской области; - участие в легкоатлетическом кроссе, посвященном 9 мая; - участие в акциях перезахоронения воинов ВОв; - организация и проведение интеллектуальной олимпиады «Фронтовая летопись» для образовательных организаций района и города; - книжная выставка «Этих дней не смолкнет Слава!»; - проведение Недели и Дней Воинской Славы; - организация волонтерского движения воспитанников «Мы перед памятью в долгу»; -участие в межрегиональной научно – практической конференции школьников «Итоги и уроки ВОв»; - участие во Всероссийской акции «Письма Победы»; - участие во Всероссийской патриотической акции «Подвигу жить в веках!» - школьный конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»; - конкурс видеороликов «Победа в каждом из нас»; - экскурсии по школьному музею, подготовка воспитанников – гидов.
«Отчизны верные сыны» - тематические встречи с отцами воспитанников и выпускниками – военнослужащими «Герои нашего времени»; - тематические встречи с офицерами – воспитателями школы «Герои среди нас»; - библиотечные уроки «Путь к офицерским эполетам. Юнкера России»; - встречи с участниками боевых действий «Поклон и память поколений»; - выставка семейных реликвий «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»; - проведение школьного Офицерского бала; - высадка на территории школы парка Героев 4- й Краснознаменной Воздушной Армии; - проведение командирских часов, посвященных 100- летию М. Калашникова, создателя легендарного АК; - проведение командирских часов, посвященных 30- летию вывода советских войск из Афганистана. |
Зам директора по ВР, Зам. директора по НМР, воспитатели классные руководители, педагоги - организаторы, педагоги дополнительного образования, учителя физкультуры, родительская общественность |
3. Организация совещаний, семинаров для педагогов по вопросам военно- патриотического воспитания |
3.1. Совещание педагогов 3.2. Практический семинар – подведение итогов II этапа программы |
Администрация, педагоги
|
4. Отслеживание и мониторинг реализации программы. |
4.1. Уровень знаний содержания специального образования старшеклассников. 4.2. Уровень использования различных форм организации учебно-воспитательного процесса, внеурочной деятельности 4.3. Мониторинг поступления выпускников в военные учебные заведения, прохождение ими профессионального отбора 4.4. Мониторинг удовлетворенности родителей деятельностью школы |
Зам. директора по УР
Зам. директора по ВР, Зам. директора по НМР
Психологическая служба Зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР
|
5. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса |
5.1. Внедрение технологий активного обучения через работу в группах, КТД. 6.2. Использование инновационных технологий обучения и воспитания.
|
Зам. директора по ВР, классные руководители, воспитатели, учителя-предметники |
6. Осмысление системного мониторинга по реализации программы |
6.1. Разработка и проведение психолого-педагогического тестирования учащихся 6.2. Исследование социальной сферы школьников и их семей, их потребностей и ожиданий |
Психологическая служба
Психологическая служба
|
III этап – обобщающий (2019/2020гг.) |
||
1.Методическое описание апробируемых проектов учебно-воспитательного процесса |
1.1. Отслеживание эффективности обучения и воспитания |
Зам. директора по НМР
|
2. Анализ работы по воспитательным направлениям |
2.1. Проанализировать на заседаниях предметных кафедр, МО, НМС эффективность деятельности каждого подразделения по военно – патриотическому воспитанию. 2.2. Проведение педсовета, по завершении реализации программы 2.3. Оформление материалов по итогам реализации программы 2.4. Создание информационно-аналитического банка по теме программы |
Зам. директора по ВР, классные руководители, руководители МО
Зам. директора по НМР
Зам. директора по НМР
Зам. директора по НМР
|
3. Анализ состояния сформированности у выпускников патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
|
3.1. Отследить уровень развития ученика-выпускника и сформированные личностные качества 3.2. Размещение материалов по эксперименту на школьном сайте. 3.3. Подготовка материалов к публикации по теме эксперимента 3.4. Анализ документации 3.5. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов 3.6. Составление экспертного заключения по результатам работы |
Психологическая служба, Научно - методический совет
Системный администратор
Зам. директора по НМР
Психологическая служба, зам директора по ВР, классные руководители
Зам. директора по НМР
|
Боковое меню
Контактная информация
Адрес: 346838, Россия, Ростовская область,c.Николаевка,Юго-восточная территория, ГБОУ РО НШИ с ПЛП
Тел: 8 (8634) 60-39-98.
E-mail: Goushi_neklin@rostobr.ru
Web-сайт: noshisplp.ru