Программа авиационной подготовки

ГБОУ РО «Неклиновская общеобразовательная

школа – интернат с первоначальной лётной подготовкой имени 4-й Краснознамённой Воздушной Армии»

ПРОГРАММА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ НЕКЛИНОВСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ.

 

 

ПРОГРАММА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ НЕКЛИНОВСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ.

ЗАДАЧИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВКИ

Теоретическая подготовка Неклиновской общеобразовательной школы – интерната с первоначальной летной подготовкой проводится с целью военно-патриотического воспитания учащихся и формирования у них необходимых профессиональных и психологических качеств.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Программа первоначальной летной подготовки воспитанников разработана в соответствии с требованиями Курса Учебно-Летной Подготовки Спортивных Авиационных Организаций РОСТО на самолетах (КУЛП - С и УС-10). Является основным руководящим документом, определяющим содержание, объем, порядок и последовательность обучения воспитанников.

Она включает организационно-методические указания, перечень дисциплин при переучивании, расчет часов по дисциплинам и темам теоретической подготовки, а также содержание тем по дисциплинам.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Теоретическая подготовка организуется и проводится в строгом соответствии с КУЛП-С и УС-10

Программа теоретической подготовки рассчитана на воспитанников 1-го года обучения и предусматривает:

с воспитанниками 1-го года обучения - первоначальную теоретическую подготовку к летному обучению на спортивном самолете в объеме, обеспечивающем качественное усвоение летной программы и высокую безопасность полетов;

Изучение тематики дисциплин с воспитанниками производится в последовательности и методами определенными КУЛП-С и УС-10. Оно должно быть организовано с таким расчетом, чтобы к началу полетов с воспитанниками была пройдена программа теоретической подготовки и приняты зачеты по следующим дисциплинам:

-         практическая аэродинамика;

-         конструкция самолета и двигателя;

-         авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета;

-         эксплуатация авиационной техники;

-         навигация;

-         авиационная метеорология;

-         парашютно-спасательная подготовка;

-         инструкции, наставления и другие документы, регламентирующие летную работу.

Изучение остальных дисциплин воспитанниками планируется с таким расчетом, чтобы они к концу учебного года были изучены в полном объеме.

Для качественного проведения занятий перед началом учебного года приказом по школе назначаются руководители занятий по всем дисциплинам теоретической подготовки.

Замена руководителей занятий в процессе прохождения программы теоретической подготовки, как правило, не производится до ее полного окончания и приема зачетов.

До проведения занятий преподаватели готовят конспекты, составляют планы занятий, которые должны быть утверждены заместителем директора по военно-специальной (летной) подготовке, и готовят учебно-наглядные пособия по своей тематике.

Для закрепления теоретических знаний и выработки практических навыков необходимо регулярно проводить тренажи на тренажерах и в кабинах самолетов по отработке элементов техники пилотирования, эксплуатации авиационной техники, решению задач самолетовождения с использованием радиотехнических средств и по действиям в особых случаях в полете.

Тренажи проводятся в дни теоретической подготовки, наземной и предварительной подготовки, в летные и парковые дни.

 

 

 

Расчет часов по дисциплинам теоретической подготовки

№ п/п

Наименование дисциплины

Количество часов

1 год, 10 класс

1

Практическая аэродинамика

32

2

Конструкция самолета

24

3

Конструкция двигателя

18

4

Авиационное и РЭО

15

5

Эксплуатация авиационной техники

25

6

Навигация

20

7

Авиационная метеорология

3

8

Радиосвязь и РТО полетов

3

9

Парашютно-спасательная подготовка

33

10

Поисково-спасательное обеспечение

2

11

Руководящие документы

 

12

Руководство по летной эксплуатации

 

13

Авиационная медицина

 

14

ИТОГО

175

 

Примечания:

  1. 1. Парашютно-спасательная подготовка проводится в точном соответствии со Сборником программ по парашютной и парашютно-спасательной подготовке авиации ДОСААФ СССР, изд. 1991 г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ АЭРОДИНАМИКА

Методические указания

Изучение курса проводить применительно к эксплуатируемому самолету в специально оборудованном классе с широким использованием моделей, макетов, плакатов, схем, диафильмов и тренажной аппаратуры. При изучении тематики особое внимание уделять раскрытию физической сущности явлений, происходящих при выполнении полета. Вопросы техники пилотирования тесно увязывать с вопросами эксплуатации самолета, двигателя и оборудования самолета. Разбирая характерные ошибки в технике пилотирования на различных этапах полета, необходимо научить воспитанника правильной оценке возникшей ошибки и методике ее исправления.

На практических занятиях научить воспитанников, производить расчеты параметров выполняемых элементов полета, фигур пилотажа.

Расчет часов по темам

№ Темы

Название темы

1 год обучения (10 класс)

Общее количество часов

Из них

лекции

семинар

1

Основные свойства воздуха

2

2

 

2

Аэродинамические силы

2

2

 

3

Силовая установка самолета

2

2

 

4

Горизонтальный полет самолета

2

2

 

5

Подъем самолета

2

2

 

6

Планирование самолета

2

2

 

7

Взлет самолета

2

2

 

8

Посадка самолета

2

2

 

9

Устойчивость и управляемость самолета

4

4

 

10

Штопор (прямой, обратный)

3

3

 

11

Фигуры простого пилотажа

3

3

 

12

Фигуры сложного пилотажа

2

2

 

13

Фигуры высшего пилотажа

 

 

 

14

Дальность и продолжительность полета

2

1

1

ЗАЧЕТ

2

 

2

итого

32

29

3

Содержание тем

Тема№1. Основные свойства воздуха

Атмосфера земли. Физические характеристики атмосферы и их влияние на полет. Температура воздуха. Атмосферное давление. Плотность воздуха. Международная стандартная атмосфера. Инертность, вязкость и сжимаемость воздуха. Скорость звука и скачки уплотнения. Основные законы движения газов: закон неразрывности струи и уравнение постоянства расхода газа; закон Бернулли для струи несжимаемого газа. Аэродинамические трубы. Типы труб и принцип их работы.

Тема №2. Аэродинамические силы

Обтекание тел воздушным потоком. Основной закон сопротивления воздуха. Крыло и его назначение. Основные геометрические характеристики крыла: размах, хорда, площадь, форма в плане, удлинение, основные профили и толщина крыла. Основные сведения об углах атаки и скольжения. Аэродинамический спектр крыла. Возникновение подъемной силы и лобового сопротивления крыла. Аэродинамическое качество крыла. Построение аэродинамических характеристик крыла и самолета: поляра самолета, качество по углу атаки; определение по этим графикам всех необходимых данных самолета. Причины падения коэффициента подъемной силы на закритических углах атаки. Способы увеличения коэффициента подъемной силы и особенности аэродинамики механизированного крыла. Понятие о распределении давления по хорде и размаху крыла. Перемещение центра давления крыла и самолета.

Тема №3. Силовая установка самолета

Назначение и виды авиационных силовых установок. Классификация воздушных винтов. Геометрические характеристики винта: диаметр, форма лопасти, форма профиля, элемент лопасти, хорда сечения лопасти и угол наклона, геометрический шаг. Скорость движения и угол атаки элемента лопасти винта. Аэродинамические силы винта, влияющие на величину силы тяги винта. График располагаемой тяги самолета в зависимости от скорости полета. Мощность винта. Коэффициент полезного действия винта. График располагаемой мощности винта в зависимости от скорости полета. Понятие о влиянии высоты полета на располагаемую мощность. Особенности работы винта с изменяющимся шагом.

Тема №4. Горизонтальный полет самолета

Горизонтальный полет (определение). Схема и соотношение сил в установившемся горизонтальном полете.

Скорость, потребная для горизонтального полета. Потребная тяга и мощность для горизонтального полета. Кривые Жуковского потребных и располагаемых тяг. Диапазон скоростей горизонтального полета. Первый и второй режимы горизонтального полета и их особенности. Эволютивная скорость горизонтального полета (определение). Запас скорости и его значение в летной работе. Влияние высоты на потребные скорости горизонтального полета. Влияние массы самолета на потребные скорости. Техника выполнения прямолинейного полета; требования к нему. Влияние различных факторов на скороподъемность самолета.

Тема №5. Подъем самолета

Условия установившегося подъема самолета. Уравнение движения при подъеме. Связь между углами наклона траектории подъема, углом атаки и утлом наклона продольной оси самолета. Потребная скорость для подъема. Указательница траектории подъема самолета и пользование ею. Первый и второй режимы подъема и их особенности. Барограмма подъема. Теоретический, практический и динамический потолки самолета.

Тема №6. Планирование самолета

Силы, действующие на самолет при планировании. Уравнение движения. Потребная скорость планирования. Угол планирования. Вертикальная скорость планирования. Дальность планирования. Влияние различных факторов на дальность планирования. Указательница траекторий планирования. Первый и второй режимы планирования и их особенности. Понятие о скольжении. Влияние щитков на угол и дальность планирования.

Тема №7. Взлет самолета

Определение взлета. Профиль и элементы взлета. Силы, действующие на самолет при взлете. Скорость отрыва самолета от земли. Изменение сил, действующих на самолет в процессе разбега. Влияние основных факторов на длину разбега. Причины разворота самолета на разбеге: действие реакции винта, прецессионного момента, закрутки струи винтом. Влияние ветра на технику выполнения взлета. Этапы взлета. Взлетная дистанция. Техника выполнения взлета.

Тема №8. Посадка самолета

Элементы посадки. Силы, действующие на самолет на различных этапах посадки. Посадочная скорость и факторы, влияющие на эту скорость. Пробег самолета и факторы, влияющие на длину пробега. Посадочная дистанция. Факторы, влияющие на технику выполнения посадки: состояние посадочной полосы; режим работы двигателя; схема шасси; выпуск щитков; направление и скорость ветра. Техника выполнения посадки. Ошибки при выполнении посадки. Особенности техники выполнения вынужденной посадки.

Тема №9. Устойчивость к управляемость самолета

Равновесие сил и моментов. Оси вращения самолета. Виды равновесия. Центровка самолета. Виды центровки. Продольное равновесие самолета. Сущность продольной устойчивости самолета и условия ее обеспечения. Основные факторы, влияющие на продольную устойчивость самолета: центровка, площадь стабилизатора, длина фюзеляжа, работа винта. Продольная управляемость самолета (определение). Сущность продольной управляемости и основные факторы, влияющие на эту управляемость самолета. Работа руля высоты. Работа триммера. Боковое равновесие самолета (определение). Условия бокового равновесия самолета. Факторы, влияющие на боковое равновесие самолета: косая обдувка самолета от винта, влияние отклонения элеронов и руля направления, прецессионное действие винта. Боковая устойчивость самолета (определение). Факторы, обеспечивающие флюгерную и поперечную устойчивость. Проявление в полете боковой устойчивости самолета. Понятие о путевой устойчивости самолета. Боковая управляемость самолета (определение). Путевая управляемость самолета. Работа и назначение руля поворота. Поперечная управляемость самолета. Работа и назначение элеронов. Простые и дифференциальные элероны. Щелевые и элероны с аэродинамическим тормозом. Способы, облетающие боковое управление самолетом. Вибрация самолета.

Тема №10. Штопор (прямой, обратный)

Определение, траектория движения самолета на штопоре и виды штопора. Краткая история овладения штопором. Значение овладения штопором для техники пилотирования. Причины возникновения штопора. Основные признаки и характеристики крутого, плоского штопора. Признаки стремления самолета к переходу из крутого штопора в плоский. Понятие о взаимодействии сил при штопоре. Влияние центровки, удельной нагрузки и разноса грузов на ввод в штопор, характер штопора и вывод из него. Центровка, при которой запрещается выполнение штопора. Причины ослабления действия рулей на штопоре: затенение вертикального и горизонтального оперения. Особенности действий элеронов на штопоре. Влияние дачи газа на вывод самолета из штопора в зависимости от децентрации винта и направления вращения винта и самолета. Потеря скорости и непроизвольный срыв самолета в штопор, скорость срыва. Характеристика штопора самолета. Признаки перевернутого штопора и особенности вывода самолета из такого штопора.

Тема №11. Фигуры простого пилотажа

Назначение фигурного пилотажа. Понятие о перегрузках. Гироскопический момент и его проявление при выполнении пилотажа. Вираж. П.Н. Нестеров-основоположник техники выполнения виражей. Схема сил и уравнение движения при выполнении правильного виража. Потребные скорость и мощность для выполнения виража. Перегрузка на вираже и влияние тренировки на сопротивляемость организма летчика действию перегрузок. Радиус и время виража. Предельные виражи. Влияние располагаемой мощности, полетной массы и высоты полета на характеристики виража. Возникновение скольжения на вираже. Ошибки на вираже и их устранение. Спираль. Требования к выполнению спирали. Схема сил при спирали и их взаимодействие. Скорость на спирали. Шаг спирали, наивыгоднейшая спираль. Ошибки при выполнении спирали и методы их исправления. Пикирование и горки с углами до 45°. Способы ввода и вывода самолета из фигуры. Скорость на выводе из пикирования.

Тема №12. Фигуры сложного пилотажа

Боевой разворот (определение). Требования к выполнению боевого разворота. Влияние величины угла крена и начальной скорости на время выполнения и величину набора высоты при боевом развороте. Ошибки при выполнении боевого разворота и методы их исправления. Бочка (определение). Управляемые и штопорные бочки. Начальная скорость, перегрузка, углы атаки при выполнении управляемых и штопорных бочек, время выполнения. Полубочка (определение). Ошибки при выполнении бочек и полубочек и методы их устранения. Переворот, переворот на горке (определение). Управляемые и штопорные перевороты. Скорость ввода и вывода, потеря высоты. Требования к выполнению. Ошибки и методы их устранения. Петля Нестерова (определение). Схема и взаимодействие сил в различных точках петли, начальная скорость, необходимая для выполнения петли. Перегрузки. Ошибки при выполнении петли и методы их устранения. Петля в наклонной плоскости. Полупетля (определение). Начальная скорость, перегрузка. Требования к выполнению. Пикирование и горки с углами более 45°. Поворот на горке (определение). Способы выполнения в зависимости от угла горки.

Тема №13. Фигуры высшего пилотажа

Перевернутый полет. Отличие перевернутого полета от нормального полета. Особенности перевёрнутого полета. Аэродинамические характеристики крыла в перевернутом полете. Кривые Жуковского для перевернутого полета. Устойчивость и управляемость самолета в перевернутом полете. Схема сил в горизонтальном перевернутом полете. Схема сил при подъеме в перевернутом полете. Схема сил при планировании в перевернутом полете. Обратный пилотаж (определение). Схема сил на правильном обратном вираже. Сравнение параметров обратного виража с параметрами прямого виража. Техника выполнения обратного виража на самолете. Схема сил на обратной петле. Расчет радиуса петли, скорости полета по траектории на петле, изменения перегрузки. Расчет начальной скорости ввода в петлю. Техника выполнения обратной петли. Управляемые и штопорные бочки и полубочки в вертикальной плоскости и техника их выполнения. Меры безопасности при выполнении нисходящих, восходящих бочек и штопорной бочки на нисходящей вертикали. Характерные отклонения и ошибки. Колокол с прямого к обратного полета. Схема и взаимодействие сил в различных точках колокола. Начальная скорость, необходимая для выполнения колокола. Техника выполнения колокола. Поворот на вертикали. Схема сил на вводе в вертикаль и на повороте (в различных точках). Начальная скорость поворота на вертикали. Техника выполнения поворота на вертикали.

Тема №14. Дальность и продолжительность полета

Основные понятия и определения: дальность и продолжительность полета самолета, техническая дальность полета, практическая дальность полета, часовой расход топлива, километровый расход топлива. Влияние на дальность и продолжительность полета скорости полета и аэродинамики самолета, удельного расхода топлива и коэффициента полезного действия винта, высоты полета, полетной массы, температуры наружного воздуха, выполнения полета строем, ветра. Практическое выполнение расчета дальности и продолжительности полета самолета для выполнения перелета и маршрутного полета.

 

КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТА

Методические указания

Тематика дисциплины "Конструкция самолета" должна быть пройдена до начала изучения дисциплины "Эксплуатация авиационной техники". Изучение конструкции самолета проводить в учебном классе конструкции и эксплуатации самолета с использованием учебного самолета, монтажных и принципиальных схем, действующих макетов, моделей и других наглядных пособий. При изучении конструкции отдельных узлов, агрегатов и систем необходимо уяснить назначение, основные данные, устройство, принцип работы, размещение на самолете, особенности эксплуатации, характерные неисправности и методы их устранения. На практических занятиях закреплять знания, полученные на теоретических занятиях.  В результате изучения дисциплины "Конструкция самолета" научить воспитанников правильным действиям в кабине самолета при эксплуатации его на земле и в воздухе.

 

№ Темы

Название темы

1 год обучения (10 класс)

Общее количество часов

Из них

лекции

семинар

1

Основные данные самолета

1

1

 

2

. Конструкция планера

3

2

1

3

Управление самолета

2

2

 

4

Взлетно-посадочные устройства

3

2

1

5

Воздушная система

5

3

2

6

Топливная система

2

1

1

7

Масляная система

2

1

1

8

Элементы силовой установки самолета

2

1

1

9

Воздушный винт

2

1

1

ЗАЧЕТ

2

 

2

итого

24

14

10

 

Содержание тем

Тема №1. Основные данные самолета

Характеристика конструкции самолета. Основные летные данные: максимальная скорость горизонтального полета у земли и по высотам, скороподъемность, практический потолок, посадочная скорость.

Тема №2. Конструкция планера

Фюзеляж. Тип, назначение и основные части. Конструкция и материал силового каркаса и стыковых узлов. Устройство опалубки. Обшивка и смотровые люки. Конструкция фонаря. Крыло. Назначение, тип и основные части. Конструкция и материал силового каркаса и стыковых узлов. Конструкция и крепление элеронов и посадочных щитков. Обшивка крыла и смотровые люки. Хвостовое оперение. Назначение, тип и основные части: стабилизатор, киль, рули поворота и высоты, триммер. Конструкция, материал и крепление.

Тема №3. Управление самолета

Общая характеристика органов управления рулями высоты и поворота, элеронами и триммером. Агрегаты управления, их конструкция, материал и размещение.

Тема №4. Взлетно-посадочные устройства

Общая характеристика, назначение и тип шасси. Основные детали шасси. Кинематика стоек шасси при уборке и выпуске. Конструкция и материал стоек шасси. Назначение, устройство и работа амортизационных стоек, подъемников и замков шасси, конструкция колес. Применяемая амортизационная жидкость и давление воздуха в амортизационных стойках и пневматиках колес. Возможные дефекты, способы их обнаружения и устранения. Световая и механическая сигнализация шасси. Посадочные щитки: назначение, тип, устройство, управление щитками.

Тема №5. Воздушная система

Назначение и общая характеристика воздушной системы. Агрегаты, входящие в основную и аварийную системы. Питающая магистраль. Схема, ее основные детали, их назначение и места расположения на самолете. Тормозная система. Схема, назначение, устройство, работа и места расположения основных деталей. Путь воздуха при торможении от основной и аварийной систем. Система уборки и выпуска шасси. Схема, назначение, устройство, работа и места расположения основных деталей. Путь воздуха в системе при уборке и выпуске шасси основным способом. Путь воздуха в системе при аварийном выпуске шасси. Порядок уборки шасси в полете. Порядок выпуска шасси в полете основным и аварийным способами. Система уборки и выпуска щитков. Схема, назначение, устройство, работа и места расположения основных деталей. Путь воздуха в системе при уборке и выпуске щитков. Сигнализация положения щитков. Система запуска. Схема, основные детали, их назначение и места расположения. Путь воздуха в системе при запуске двигателя.

Тема №6. Топливная система

Принципиальная схема питания двигателя топливом. Детали и агрегаты системы, их назначение, характеристика и размещение. Путь топлива в системе. Емкость баков, применяемый сорт топлива. Нормы заправки и расхода топлива. Точки слива. Контроль за расходом топлива. Характерные неисправности.

Тема №7. Масляная система

Принципиальная схема масляной системы и циркуляции масла. Детали и агрегаты системы, их назначение и размещение. Емкость маслобака, максимальное количество заправляемого в бак масла. Минимальная заправка. Применяемый сорт масла. Контроль за давлением и температурой входящего в двигатель масла.

Тема №8. Элементы силовой установки самолета

Общая характеристика и назначение силовой установки. Конструкция, материал и работа рамы двигателя. Крепление двигателя к раме. Капоты двигателя. Конструкция воздухоприемника карбюратора и выхлопных патрубков.

Тема №9. Воздушный винт

Общая характеристика и основные технические данные винта. Основные детали винта, их конструкция, работа и назначение. Принципиальная схема работы винта. Характерные неисправности винта и методы их устранения.

КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Методические указания

Тематика дисциплины "Конструкция двигателя" должна быть пройдена до начала изучения дисциплины "Эксплуатация авиационной техники". Изучение конструкции и эксплуатации двигателя проводить с использованием разрезанных и разобранных двигателей, агрегатов, схем, макетов и тренажерной аппаратуры, сопровождая показом действий летчика в особых случаях в полете. Практические занятия проводить на стоянке самолетов под руко­водством преподавателя. В результате изучения дисциплины "Конструкция двигателя" добиться глубокого знания воспитанниками конструкции двигателя, назначения, устройства и работы агрегатов, характерных неисправностей, методов их выявления и устранения.

 

Расчет часов по темам

 

№ Темы

Название темы

1 год обучения (10 класс)

Общее количество часов

Из них

лекции

семинар

1

Основные теории поршневых двигателей

4

4

 

2

Основные данные эксплуатируемого двигателя

1

1

 

3

Механизм газораспределения

3

2

1

4

Картер, коленчатый вал, шатуны, поршни и цилиндры

1

1

 

5

Система передач к агрегатам

1

1

 

6

Система смазки двигателя

2

1

1

7

Топливная система двигателя

2

2

 

8

Система зажигания

2

1

1

ЗАЧЕТ

2

 

2

итого

18

13

5

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем

Тема №1. Основные теории поршневых двигателей

Принцип и схема работы четырехтактного двигателя. Основные части четырехтактного двигателя и их назначение. Назначение кривошипно-шатунного механизма. Понятие о мертвых точках. Камера сжатия, рабочий и полный объем цилиндра. Назначение и осуществление процесса впуска. Весовой заряд цилиндра и факторы, влияющие на его величину. Назначение и осуществление процесса сжатия. Степень сжатия и ее численная величина для двигателя. Процесс сгорания и его назначение. Скорость сгорания топливо-воздушной смеси. Коэффициент избытка воздуха и его влияние на скорость сгорания топливовоздушной смеси. Назначение опережения зажигания. Понятие о детонации, факторы, влияющие на нее, внешние признаки и последствия. Октановое число топлива и способы его увеличения. Назначение и осуществление процесса расширения. Догорание смеси, причины и последствия. Назначение и осуществление процесса выпуска. Понятие о диаграмме газораспределения. Фазы газораспределения и перекрытие клапанов.

Тема №2. Основные данные эксплуатируемого двигателя

Характеристика конструкции двигателя. Основные данные двигателя: нумерация цилиндров и порядок их работы, ход поршня, диаметр цилиндра, степень сжатия, рабочий объем всех цилиндров, режимы работы двигателя, минимальные и максимально допустимые обороты, температура головок цилиндров и масла, давление топлива и масла, масса и ресурс двигателя.

Тема №3. Картер, коленчатый вал, шатуны, поршни и цилиндры

Картер. Назначение и конструкция. Силы, действующие на картер. Соединение частей картера и уплотнение в местах сочленения. Назначение и осуществление суфлирования. Крепление картера к раме двигателя. Масляная магистраль. Маслоотстойник. Коленчатый вал. Назначение, конструкция и применяемый материал. Силы, действующие на коленчатый вал. Назначение и конструкция противовесов. Опоры коленчатого вала и его фиксация в продольном отношении. Масляные каналы. Шатуны. Назначение, комплект и расположение. Конструкция, материал изготовления и сочленение. Смазка. Поршни. Назначение, условия работы и силы, действующие на поршень. Конструкция и материал поршня, поршневого пальца и поршневых колец. Смазка поршня. Зазор колец и их назначение. Цилиндры. Назначение, конструкция и материал. Условия работы и силы, действующие на цилиндр. Смазка, охлаждение и крепление цилиндра.

Тема№4. Механизм газораспределения

Назначение и схема механизма газораспределения. Детали механизма, их назначение и взаимодействие. Конструкция деталей и материал их изготовления. Смазка деталей механизма газораспределения.

 

 

 

 

 

Тема №5. Система передач к агрегатам

Кинематическая схема двигателя. Материал, конструкция, уплотнения и смазка приводов магнето, генератора, топливного и масляного насосов, тахометра и компрессора.

Тема №6. Система смазки двигателя

Назначение и тип смазки. Схема смазки двигателя. Детали, смазываемые под давлением и разбрызгиванием. Назначение и расположение фильтров. Назначение, тип и принцип работы масляного насоса. Конструкция насоса и регулирование давления масла. Приборы контроля работы системы смазки.

Тема №7. Топливная система двигателя

Топливный насос. Назначение, тип и расположение насоса на двигателе. Принцип работы насоса, назначение, устройство и работа качающего и редукционного узлов насоса. Регулирование давления топлива. Карбюратор. Назначение, тип, основные узлы и расположение карбюратора на двигателе. Назначение и конструкция корпуса. Назначение, конструкция и работа рычажно-кулисного механизма, мембранного регулятора, системы малого газа, главной дозирующей системы, насоса приемистости и высотного корректора. Характерные неисправности и признаки их обнаружения.

Тема № 8. Система зажигания

Схема зажигания. Агрегаты системы зажигания и их расположение. Магнето. Назначение, конструкция, работа магнето и автомата опережения зажигания. Регулировка зазоров прерывателя. Конструкция эластичной (регулировочной) муфты сцепления. Пусковая катушка. Назначение и принцип действия. Соединение катушки с источником питания и магнето. Работа пусковой катушки. Свечи. Назначение, расположение и марки применяемых свечей. Материал, конструкция, уплотнение и работа свечи. Электропроводка и экранировка. Назначение, конструкция и работа. Переключатель. Назначение, конструкция и работа.

 

АВИАЦИОННОЕ И РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

Методические указания

Изучение авиационного и радиоэлектронного оборудования самолета должно быть закончено до начала изучения дисциплины "Эксплуатация авиационной техники". Занятия по авиационному и радиоэлектронному оборудованию са­молета проводить в учебных классах, оборудованных монтажными и принципиальными схемами, действующими макетами и аппаратурой, разрезанными приборами и другими наглядными пособиями. Практические занятия разрешается проводить в кабинах самолета с включением приборов и радиоаппаратуры, создавая условия, приближенные к действительному полету. В результате проведения теоретических и практических занятий по авиационному и радиоэлектронному оборудованию самолета добиться глубокого знания воспитанникам устройства и использования приборов и оборудования и привить им твердые практические навыки в эксплуатации авиационной техники в строгом соответствии с инструкцией.

Расчет часов по темам

№ Темы

Название темы

1 год обучения (10 класс)

Общее количество часов

Из них

лекции

семинар

1

Электрооборудование самолета

2

2

 

2

Приборы контроля за работой двигателя, отдельных систем и агрегатов

2

2

 

3

Пилотажно-навигационное оборудование самолета

3

2

1

4

Радиосвязное и радионавигационное оборудование самолета

6

4

2

ЗАЧЕТ

2

 

2

итого

15

10

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем

Тема №1. Электрооборудование самолета

Назначение и общая характеристика электрооборудования. Источники электроэнергии на самолете. Технические данные, конструкция и принцип действия генератора и преобразователя. Аккумулятор, его технические данные, конструкция, принцип действия, правила зарядки и проверки. Регулирующие устройства, их назначение и принцип действия. Потребители электроэнергии на самолете и их характеристика. Правила проверки источников электроэнергии перед полетом.

Тема №2. Приборы контроля за работой двигателя,

отдельных систем и агрегатов

Назначение, комплект, принцип действия и работа электрического трехстрелочного индикатора, тахометра, термоэлектрического термометра цилиндров, моновакуумметра, термометра, измеряющего температуру воздуха, поступающего в карбюратор. Манометр сжатого воздуха.

Тема №3. Пилотажно-навигационное оборудование самолета

Общая характеристика пилотажно-навигационного оборудования самолета. Указатель скорости, принцип его действия, устройство и погрешности. Высотомер, принцип его действия, устройство и погрешности. Комбинированный прибор ДА-30, принцип его действия, устройство и работа. Авиагоризонт, принцип его действия, устройство и работа. Правила пользования авиагоризонтом. Акселерометр АМ-9С, самописец скорости и высоты К2-715, назначение, устройство и работа. Магнитный компас КИ-13. Устройство и правила его использования. Погрешности. Устранение и списание девиации. Курсовая система (гиромагнитный компас), принцип работы и правила пользования ею в полете.

Тема №4. Радиосвязное и радионавигационное оборудование самолета

Тактико-техническое данные радиостанции. Назначение, технические данные радиостанции. Назначение блоков станции и размещение их на самолете. Назначение пульта дистанционного управления. Размещение органов управления. Порядок включения и настройки радиостанции. Самолетное переговорное устройство. Назначение, технические данные и устройство. Назначение абонентского аппарата. Автоматический радиокомпас. Назначение, принцип действия и основные данные. Назначение основных блоков радиокомпаса. Размещение органов управления на лицевой панели пульта управления. Порядок включения, настройка и проверка радиокомпаса.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Методические указания

Тематика дисциплины "Эксплуатация авиационной техники" изучается на основе знаний конструкции самолета и двигателя, авиационного и радиоэлектронного оборудования самолета непосредственно перед проведением наземной подготовки к полетам. Занятия проводятся в классах с использованием авиационной техники, агрегатов, приборов и действующей тренажной аппаратуры и в кабинах самолета с соблюдением мер безопасности. Комплексные тренировочные занятия с воспитанниками на авиационной технике организуются и проводятся перед наземной подготовкой к полетам в целях проверки и углубления знаний по эксплуатации самолета и двигателя и отработки практических навыков в работе с оборудованием кабины. С воспитанниками, показавшими слабые знания и получившими оценки ниже "хорошо", организуются дополнительные занятия с последующей повторной проверкой и оценкой их знаний и практических навыков.

Расчет часов по темам

 

№ Темы

Название темы

1 год обучения (10 класс)

Общее количество часов

Из них

лекции

семинар

1

Основные положения по технической эксплуатации авиатехники

2

2

 

2

Эксплуатация самолета, двигателя, авиационного и радиоэлектронного оборудования

на земле и в полете

12

4

8

3

Действия летчика в особых случаях в полете

4

 

4

4

Комплексные тренировочные занятия на аэродроме

7

 

7

итого

25

6

19

 

 

 

Содержание тем

Тема №1. Основные положения по технической эксплуатации авиатехники

Назначение и организация инженерно-авиационной службы. Закрепление самолетов за экипажами. Размещение самолетов на аэродроме. Меры безопасности при эксплуатации самолетов. Прием самолета летчикам перед полетом и сдача его после полета. Техническая документация и порядок ее оформления. Подготовка авиационной техники к полетам. Содержание предварительной и предполетной подготовки. Виды осмотров и их назначение. Назначение и виды регламентных работ. Меры пожарной безопасности на местах стоянок самолетов на аэродроме.

Тема №2. Эксплуатация самолета, двигателя, авиационного и радиоэлектронного оборудования на земле и в полете

Запуск, прогрев, проба и выключение двигателя. Правила пользования механизмами уборки и выпуска шасси и щитков. Правила пользования тормозами. Порядок эксплуатации двигателя и показания контрольных приборов на взлете, в наборе высоты, в горизонтальном полете, на планировании и пилотаже. Особенности эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования на земле и в воздухе.

Тема №3. Действия летчика в особых случаях в полете

Определение особых случаев в полете. Характерные неисправности при работе двигателя, систем самолета и двигателя, авиационного и радиоэлектронного оборудования и их анализ. Обоснование действий летчика в особых случаях в полете.

Тема №4. Комплексные тренировочные занятия на аэродроме

КТЗ на аэродроме проводятся по специальному плану в соответствии с Руководством по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях ДОСААФ.

 

НАВИГАЦИЯ

Методические указания

В результате изучения курса "Навигация" добиться глубокого знания основ теории самолетовождения, быстрого и безошибочного решения практических штурманских задач в полете и грамотной эксплуатации навигационно-пилотажного и радиотехнического оборудования самолета в любых условиях навигационной обстановки. Ознакомить обучаемых спортсменов-летчиков с основными положениями по организации штурманской службы и штурманским обеспечением полетов. Занятия по навигации проводить в штурманском классе с использованием моделей, макетов, плакатов, схем и тренажной аппаратуры. Теоретические занятия закреплять систематическим проведением штурманских - тренажей, обращая особое внимание на использование радиотехнических средств самолетовождения, выполнение расчета полета с помощью штурманского глазомера и расчета в уме. Практические работы по прокладке маршрута в линии равных пеленгов, отработке штурманского глазомера и решению навигационных задач проводить с использованием полетных карт своего района полетов.

Расчет часов по темам

№ Темы

Название темы

1 год обучения (10 класс)

Общее количество часов

Из них

лекции

семинар

1

Краткие сведения по картографии

2

2

2

Измерение времени

1

1

3

Курс самолета. Авиационные магнитные компасы, курсовые системы и их применение

3

3

4

Высота полета. Устройство и применение барометрических высотомеров

1

1

5

Воздушная скорость полета. Устройство и применение указателей воздушной скорости

1

1

6

Влияние ветра на полет самолета

2

1

1

7

Визуальная ориентировка

1

1

8

Применение радиотехнических средств самолетовождения

2

1

1

9

Штурманская подготовка к полету

2

2

10

Штурманские правила выполнения полета по маршруту

2

2

11

Безопасность самолетовождения

1

1

ЗАЧЕТ

2

2

ИТОГО

20

16

4

Содержание тем

Тема №1. Краткие сведения по картографии

Форма и размеры Земли. Система координат на земной поверхности. Единицы измерения расстояний. Линии пути и линии положения самолета на поверхности земного шара. Карты и картографические проекции. Классификация картографических проекций по характеру искажений и по способу построения. Карты в равноугольной конической проекции. Карты в видоизмененной поликонической проекции. Карты в равноугольной цилиндрической проекции. Классификация и назначение авиационных карт. Содержание и оформление карты. Разграфка и номенклатура карт.

Тема №2. Измерение времени

Годовое движение и суточное вращение Земли. Истинное солнечное, среднее солнечное и гражданское время. Местное, поясное и декретное время. Линия смены даты. Условия естественного освещения. Практическое определение моментов восхода и захода Солнца, наступления темноты и рассвета по графикам. Служба времени. Авиационные часы, устанавливаемые на самолете.

Тема №3. Курс самолета. Авиационные магнитные компасы, курсовые системы и их применение

Курсы самолета и зависимость между ними. Краткие сведения о земном магнетизме. Назначение, принцип действия и устройство совмещенного магнитного компаса КИ-13. Курсовая система ГМК-1А. Основные данные и агрегаты ГМК-1А. Принцип действия ГМК-1А. Проверка работоспособности курсовой системы, Девиация магнитных комплексов и методы ее устранения.

Тема №4. Высота полета. Устройство и применение барометрических высотомеров

Классификация высот полета по уровню начала отсчета. Барометрический метод измерения высоты. Назначение, устройство и использование барометрического высотомера ВД-10. Инструментальные и методические ошибки барометрических высотомеров и методика их учета. Определение истинной высоты полета по барометрическому высотомеру. Определение приборной высоты для заданной истинной высоты полета.

Тема №5. Воздушная скорость полета. Устройство и применение указателей воздушной скорости

Аэродинамический метод измерения воздушной скорости. Приемники воздушных давлений. Назначение, устройство и использование указателя скорости УС-450. Инструментальные и методические ошибки указателей воздушной скорости и методика их учета. Расчет воздушной скорости полета.

Тема №6. Влияние ветра на полет самолета

Навигационный треугольник скоростей и его элементов. Расчет элементов навигационного треугольника скоростей с помощью ветрочета, навигационной линейки НЛ-1 ОМ и приближенно в уме. Зависимость навигационных элементов от изменения воздушной скорости, курса самолета, направления и скорости ветра.

Тема №7. Визуальная ориентировка

Отличительные признаки ориентиров. Правила ведения визуальной ориентировки. Способы определения места самолета по земным ориентирам. Ориентирование полетной карты в полете по компасу и земным ориентирам. Порядок ведения визуальной ориентировки. Чтение карты и распределение своего внимания при ведении визуальной ориентировки. Счисление и прокладка пути. Глазомерное определение направлений и расстояний. Определение с самолета дистанции до ориентира по вертикальному углу визирования. Приближенный расчет истинной и приборной воздушной скорости. Определение путевой скорости, пройденного расстояния и времени полета подсчетом в уме. Определение обратного курса следования.

Тема №8. Применение радиотехнических средств самолетовождения

Угломерные радиотехнические системы. Основные радионавигационные элементы: курсовой угол радиостанции (КУР), отсчет радиокомпаса (ОРК), радиодевиация (∆р), пеленг радиостанции (ПР), пеленг самолета (ПС) и зависимость между ними. Автоматический радиокомплекс АРК-15 и его данные. Порядок включения и настройки АРК-15. Полет на радиостанцию пассивным, курсовым и активным способами. Полет на радиопеленгатор курсовым способом. Полет от радиостанции с использованием АРК-15. Вывод самолета на линию предвычисленного радиопеленга. Определение места самолета пеленгованием двух радиостанций. Методика выполнения радиодевиационных работ на самолете.

Тема №9. Штурманская подготовка к полету

Общая, предварительная и предполетная штурманская подготовка летного состава и ее содержание. Изучение района полетов. Общая подготовка полетной и бортовой карты. Прокладка маршрута на полетной карте. Предварительный и окончательный расчет полета. Инженерно-штурманский расчет полета. Изучение маршрута полета, средств РТО и метеорологических условий. Разработка штурманского плана полета. Штурманская проверка готовности летчика (экипажа) к полету.

Тема №10. Штурманские правила выполнения полета по маршруту

Общие правила и основной порядок самолетовождения. Способы выхода на исходный путь маршрута (ИПМ). Способы выхода на линию заданного пути (ЛЗП): с курсом, рассчитанным перед полетом по известному ветру; подбором курса следования (Ксл) по створу; ориентиров; подбором курса следования по линейному ориентиру; исправ­ление курса по боковому уклонению у первого контрольного ориентира. Контроль пути по направлению и дальности. Полный контроль пути. Исправление пути. Выход на цель в заданное время изменением скорости полета. Погашение избытка времени отворотом от маршрута на 60°. Погашение избытка времени на замкнутой петле.

Тема №11. Безопасность самолетовождения

Действия летчика (экипажа) при потере ориентировки. Восстановление ориентировки выходом на радионавигационную точку (РНТ) и на линейный или характерный крупный ориентир. Безопасная высота полета. Методика расчета приборной безопасной высоты полета при установке на барометрическом высотомере давления аэродрома взлета. Предотвращение случаев попаданий самолетов в зоны опасных для полетов метеоявлений. Вертикальное, продольное и боковое эшелонирование летательных аппаратов в воздушном пространстве РФ.

 

АВИАЦИОННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ

Методические указания

Занятия проводятся в классах и на метеостанциях. Изучение программы по метеорологии увязывать с задачами летной подготовки. Основное внимание обратить на твердое усвоение спортсменами-летчиками явлений погоды, опасных для авиации, умение читать синоптическую карту и грамотно оценивать метеорологическую обстановку.

Расчет часов по темам

№ Темы

Название темы

1 год обучения (10 класс)

Общее количество часов

Из них

лекции

семинар

1

Метеорологические элементы

2

2

 

2

Опасные для авиации явления погоды

1

1

 

3

Анализ и оценка метеорологической обстановки по синоптическим картам

 

 

 

4

Метеорологическое обеспечение полетов и перелетов

 

 

 

Зачет

Итого

3

3

Содержание тем

Тема №1. Метеорологические элементы

Атмосферное давление. Единицы его измерения и их соотношения. Изменение давления с высотой. Влияние атмосферного давления на полет. Температура воздуха, ее определение и единицы измерения. Нагрев и охлаждение земной поверхности и нижних слоев атмосферы. Изменение температуры с высотой. Вертикальный температурный градиент. Влияние температуры воздуха на выполнение полета. Видимость. Определение полетной видимости и ее деление на горизонтальную, вертикальную и наклонную видимости. Зависимость полетной наклонной видимости от прозрачности воздуха, от высоты и структуры нижнего основания облаков, вертикальной мощности подоблачной дымки и от горизонтальной видимости у земли. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность. Зависимость влажности воздуха от температуры. Точка росы. Конденсация. Сублимация водяного пара. Влияние влажности на выполнение полета. Облака и осадки. Определение и классификация облаков по внешнему виду и по высоте расположения нижней границы (основания) облаков над земной поверхностью. Условия образования облаков. Строение облаков, их вертикальная мощность. Видимость в облаках. Осадки и условия их образования. Влияние осадков на видимость. Влияние облачности, осадков и видимости на летную работу. Ветер. Причины его образования. Сила и направление ветра. Изменение силы и направления ветра по высотам. Вертикальные перемещения воздуха. Влияние ветра на выполнение полета.

 

 

 

Тема №2. Опасные для авиации явления погоды

Туманы. Определение тумана и дымки. Образование туманов. Деление туманов в зависимости от процесса охлаждения: радиационные, адвективные и фронтальные. Туманы испарения и их возникновение. Физические основы предсказания туманов. Метели и пыльные бури. Образование метелей и пыльных бурь. Виды метелей. Зависимость продолжительности и интенсивности метели от прохождения циклона или фронта. Влияние метелей и пыльных бурь на летную работу. Грозы и шквалы. Определение грозы и шквала. Условия образования гроз. Условия возникновения молнии и грома. Виды молний: линейная, плоская и шаровая. Возникновение шквалов. Образование внутримассовых гроз. Возникновение фронтальных гроз. Условия полета в зоне грозовой деятельности. Обледенение. Причины обледенения самолета. Виды обледенения. Интенсивность обледенения. Обледенение во внутримассовых облаках. Обледенение во фронтальных облаках. Обледенение и пассивные способы борьбы с обледенением. Рекомендации летному составу о действии при непреднамеренных попаданиях в зоны опасных погодных явлений погоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАДИОСВЯЗЬ И РТО ПОЛЕТОВ

Методические указания

Занятия должны проводиться в специально оборудованном классе, в кабине самолета и на рабочих позициях наземных радиотехнических средств обеспечение полетов. Изучение тем необходимо увязывать с задачами летного обучения и обеспечения безопасности полетов. При изучении темы №3 организовать практический показ работы средств РТО на аэродроме. Занятия по изучению и тренировке в приеме на слух радиотелеграфных знаков проводить по программе "Обучение летного состава приему на слух радиотелеграфных знаков". Разучивание радиотелеграфных знаков проводить не менее трех раз в неделю продолжительностью 25-30 минут (тема №4). Тренаж в приеме на слух проводить до начала занятий в дни теоретической и предварительной подготовки в течение 10-15 минут. К полетам допускаются спортсмены, принимающие на слух не менее 35-40 знаков в минуту, освоившие настройку и проверку самолетной радиостанции и радиокомпаса.

Расчет часов по темам

 

№ Темы

Название темы

1 год обучения (10 класс)

Общее количество часов

Из них

лекции

семинар

1

Основные положения по организации радиосвязи при выполнении полетов в воздушном пространстве РФ

1

1

 

2

Правила радиообмена

1

1

 

3

Средства связи и РТО полетов

1

 

1

4

Разучивание (прием) радиотелеграфных знаков

 

 

 

Зачет

итого

3

2

1

 

Содержание тем

Тема№1. Основные положения по организации радиосвязи при выполнении полетов в воздушном пространстве РФ

Организация связи при аэродромных полетах. Управление полетами и порядок ведения радиосвязи. Управление внеаэродромными полетами. Назначение и распределение каналов связи. Распределение позывных командных станций аэродрома. Составление плана связи на полет. Заказ средств РТО на обеспечение полетов.

 

Тема №2. Правила радиообмена

Радиоданные, их назначение и порядок использования. Порядок вхождения в связь. Порядок вызова, ответа на вызов, радиообмена, дачи квитанции. Радиодисциплина. Скрытность радиосвязи и правила СУВ. Случаи, в которых разрешается ведение радиообмена открытым текстом. Действия спортсмена-летчика при потере радиосвязи. Оказание помощи спортсмену-летчику, попавшему в обстановку, угрожающую безопасности полетов.

 

Тема №3. Средства связи и РТО полетов

Размещение средств связи и РТО на аэродроме. Назначение, принцип работы и тактико-технические данные приводных радиостанций и УКВ радиопеленгаторов. Оборудование стартового командного пункта (СКП) аэродрома.

Тема №4. Разучивание (прием) радиотелеграфных знаков

Занятия по изучению и тренировке в приеме на слух радиотелеграфных знаков проводить согласно методической разработке "Обучение летного состава приему на слух радиотелеграфных знаков".

 

АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА

Методические указания

В результате изучения дисциплины "Авиационная медицина" добиться знания особенностей летного труда, факторов, влияющих на организм летчика в полете, и мероприятий по обеспечению работоспособности летчика. Занятия проводит врач здравпункта в классе с использованием схем, плакатов и наглядных пособий.

Расчет часов по темам

№ Темы

Название темы

1 год обучения (10 класс)

Общее количество часов

Из них

лекции

семинар

1

Особенности летного труда

 

 

 

2

Влияние высоты полета на организм летчика

1

1

 

3

Влияние перегрузок на организм летчика

1

1

 

Зачет

итого

2

2

Содержание тем

Тема №1. Особенности летного труда

Особенности летной деятельности. Значение нервно-психического фактора в летной деятельности. Воздействие физических факторов внешней среды на организм: изменения барометрического давления, парциального давления кислорода, температуры и влажности воздуха, вибраций, шумов. Влияние перегрузок. Меры защиты против влияния отрицательных факторов, возникающих во время полета: полетная одежда, герметическая кабина, обогрев, вентиляция, кислородное питание. Приспосабливаемость организма человека к изменению факторов внешней среды. Значение для летного состава общей и специальной тренировки, режима труда, отдыха и питания.

Тема №2. Влияние высоты полета на организм летчика

Основные факторы неблагоприятного воздействия на организм летчика при подъеме на высоту. Парциальное давление кислорода при подъеме на высоту в атмосфере и в альвеолярном воздухе и его значение для насыщения крови кислородом. Кислородное голодание. Граница безопасности полета без дополнительного кислородного питания. Влияние кислородного голодания на центральную нервную систему, органы дыхания. Влияние перепадов барометрического давления на организм человека. Декомпрессионные расстройства, их причины и признаки. Меры предупреждения декомпрессионных расстройств. Факторы, понижающие и повышающие высотную устойчивость организма, высотная адаптация. Физиолого-гигиенические основы устройства современной кислородно-дыхательной аппаратуры. Режим отдыха и питания при выполнении полетов на больших высотах.

Тема №3. Влияние перегрузок на организм летчика

Виды перегрузок. Перегрузки при криволинейном полете, функциональные изменения в организме под влиянием перегрузок. Влияние перегрузок на кровообращение, центральную нервную систему, вестибулярный аппарат, мышечный и опорно-связочный аппарат. Расстройство зрения. Допустимые пределы перегрузок. Мероприятия по повышению устойчивости организма к перегрузкам. Противоперегрузочные костюмы.

 

ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНАЯ ПОДГОТОВКА

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Курса Учебно-Летной Подготовки на спортивных и учебных самолетах организаций ДОСААФ на самолетах (КУЛП С и УС-10) в соответствии с учебной программы подготовки воспитанников Неклиновской общеобразовательной школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой.

Программа курса парашютно-десантная подготовка и поисково-спасательное обеспечение рассчитана на 35 учебных часов и состоит из двух разделов:

- парашютно-десантная подготовка – 33 учебных часа;

- поисково-спасательное обеспечение- 2 учебных часа;

Изучение курса парашютно-десантной подготовки и поисково-спасательного обеспечения в школе должно преследовать две цели: военно-патриотическое воспитание учащихся и формирования у них необходимых профессиональных и психологических качеств.

Программа подготовки рассчитана на воспитанников 1-го года обучения и предусматривает:

с воспитанниками 1-го года обучения - первоначальную теоретическую подготовку к летному обучению на спортивном самолете в объеме, обеспечивающем качественное усвоение летной программы и высокую безопасность полетов;

Изучение тематики дисциплин с воспитанниками производится в последовательности и методами определенными (КУЛП С и УС-10). Оно должно быть организовано с таким расчетом, чтобы к началу полетов с воспитанниками была пройдена программа теоретической подготовки и принят зачет :

- парашютно-десантная подготовка;

Для закрепления теоретических знаний и выработки практических навыков необходимо регулярно проводить тренажи на тренажерах и в кабинах самолетов.

Расчет часов по темам

 

№ Темы

Название темы

1 год обучения (10 класс)

Общее количество часов

Из них

лекции

семинар

1

Материальная часть парашютов

4

4

2

Укладка парашютов

6

6

3

Парашютные страхующие приборы

2

2

4

Теоретические основы прыжка с парашютом

4

4

5

Отработка на земле элементов прыжка с парашютом

8

8

6

Особые случаи при выполнении прыжков с парашютом

4

3

1

7

Вынужденные прыжки с парашютом

2

2

8

Правила и способы вынужденного  покидания самолета

1

1

ЗАЧЕТ

2

ИТОГО

33

24

9

 

Содержание тем

Тема № 1 Материальная часть парашютов.

Назначение, тактико-технические данные, принцип действия и конструкция трёнировочного (десантного), запасного и спасательного парашютов. Взаимодействие частей при раскрытии парашюта. Надежность парашюта и его частей.

Тема № 2. Укладка парашютов.

Принадлежности для укладки парашютов. Организация укладки. Правила укладки. Осмотр парашюта перед укладкой. Укладка парашютов. Контроль за укладкой. Правила надевания и подгонки парашюта. Контроль готовности тренировочного, запасного и спасательного парашютов к прыжку или перед полетом. Сборка парашюта после прыжка. Переноска и перевозка парашютов. Вытряхивание парашюта от снега. Правила ведения документации на парашюты.

Тема № 3. Парашютные страхующие приборы.

Назначение, принцип действия и конструкция. Проверка приборов. Подготовка и установка приборов на парашют. Правила прыжков со страхующими приборами. Хранение и транспортировка приборов. Ведение документации.

Тема № 4. Теоретические основы прыжка с парашютом.

Основные свойства воздуха. Сопротивление воздуха. Основные законы движения тел в воздухе. Скорость падения тел. Влияние высоты на скорость падения и снижения парашютиста. Процесс раскрытия парашюта. Силы и нагрузки, возникающие при раскрытии парашюта. Управление парашютом в воздухе. Реактивные моменты сил, возникающие под действием потока воздуха. Снижение парашютиста на двух куполах. Скорость снижения парашютиста на одном и на двух куполах. Факторы, от которых она зависит. Влияние ветра на относ и приземление. Расчет точки приземления. Силы, действующие при приземлении. Разложение этих сил на составляющие.

Тема № 5. Отработка на земле элементов прыжков с парашютом

Изготовка к прыжку и отделение от самолета. Действия парашютиста в воздухе. Пользование запасным парашютом. Приземление парашютиста. Отработка на тренажере, парашютной вышке или тросовой горке комплекса действий парашютиста при выполнении пряжка с парашютом.

Тема № 6. Особые случаи при выполнении прыжков с парашютом.

Наиболее характерные особые случаи при выполнении прыжков с парашютом:

- попадание стабилизирующего или вытяжного парашюта в ноги парашютиста;

- зависание парашютиста за самолетом;

- схождение парашютистов в воздухе и попадание в стропы другого парашютиста;

- попадание в восходящие и нисходящие потоки;

- приземление на препятствия - (воду);

- частичный или полный отказ парашюта в работе.

Тема № 7. Вынужденные прыжки с парашютом.

Определение аварийной обстановки, при которой летчик обязан покинуть самолет. Действия летчика при вынужденном покидании самолета. Последовательность действий в разливных условиях аварийной обстановки. Очередность покидания самолета членами экипажа. Действия летника после покидания самолета. Задержка в раскрытии парашюта. Раскрытие парашюта. Обзор местности. Определение места падения самолета и района своего приземления. Управление куполом парашюта, подготовка к приземлению (приводнению). Приземление (приводнение) действия членов экипажа после приземления (приводнения).

Тема № 8. Правила и способы вынужденного покидания самолета.

Правила и способы вынужденного покидания самолета в воздухе.

Принятие решения на покидание самолета. Команды, подаваемые при покидании самолета.

ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методические указания

Занятия проводятся методом лекций и практических тренировок в классах и на местности с использованием эксплуатируемых аварийно-спасательных средств, стендов, плакатов и других учебных пособий. Практические тренажи по отработке практических навыков в передаче условного сообщения о бедствии, способов самопомощи и взаимопомощи и практических навыков по выживанию применительно к району полетов проводить ежемесячно с записью в журнале руководителя полетов.

Расчет часов по темам

№ Темы

Название темы

1 год обучения (10 класс)

Общее количество часов

Из них

лекции

семинар

1

Основные принципы организации поисково-спасательного обеспечения полетов авиации

 

 

 

2

Действия экипажа воздушного судна, терпящего бедствие

1

1

 

3

Самопомощь и взаимопомощь

 

 

 

4

Правила выживания в безлюдной местности

1

1

 

Зачет

Итого

2

2

Содержание тем

Тема №1. Основные принципы организации поисково-спасательного обеспечения полетов авиации

Общие положения по организации ПСОП. Основные принципы организации поиска и спасения. Организация дежурства и степени готовности поисково-спасательных сил и средств. Организация приема и передачи сообщений о воздушных судах, терпящих бедствие.

Тема №2. Действия экипажа воздушного судна, терпящего бедствие

Действия экипажа перед вынужденной посадкой или покиданием воздушного судна с парашютом, после вынужденной посадки или приземления с парашютом на сушу, при вынужденной посадке на воду или приводнении с парашютом. Отработка практических навыков в передаче условного сообщения о бедствии в телеграфном и телефонном режимах, в использовании радиостанции для вывода на себя поисково-спасательного воздушного судна. Отработка подачи визуальных сигналов для обмена информацией между "потерпевшими бедствие" и спасательными воздушными судами средствами сигнализации, в том числе из комплекта носимого аварийного запаса (НАЗ), и знаками.

Тема №3. Самопомощь и взаимопомощь

Самопомощь и взаимопомощь при травмах с использованием самолетной аптечки, НАЗ и подручных средств. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгутов и повязок при ранениях. Первая помощь при переломах костей, ранениях. Первая помощь при ожогах и обморожениях, тепловом и солнечном ударах, утоплении и поражении электрическим током, при укусах ядовитых змей и насекомых. Проведение сердечно-легочной реанимации (искусственного дыхания, закрытого массажа сердца). Эвакуация раненых с транспортировкой пострадавших из района бедствия различными способами: на руках, носилками, транспортом.

 

Тема №4. Правила выживания в безлюдной местности

Правила поведения экипажа, терпящего бедствие в безлюдной местности. Выбор места строительства временного укрытия и его строительство из подручного материала применительно к местным условиям и времени года, разведение костров различного типа. Пополнение запасов воды и пищи. Определение пригодности воды к употреблению. Способы добывания воды в пустыне. Собирание съедобных дикорастущих растений, ягод и грибов, знание их отличий от ядовитых. Использование подручных средств для добывания пищи: подготовка рыболовных снастей с искусственной приманкой, установление различных силков и ловушек.

 

ПОЛОЖЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ЛЕТНУЮ РАБОТУ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Методические указания

Программой настоящей дисциплины предусматривается изучение целого ряда документов, непосредственно связанных с организацией и обеспечением безопасности полетов.

Воспитанник должен твердо знать положения документов по организации и проведению летной работы и обеспечению ее безопасности; правильно применять положения этих документов в целях обеспечения безопасности полетов; использовать результаты данных средств объективного контроля для анализа качества выполнения полетного задания.

В период летной подготовки с курсантами кроме занятий, предусмотренных данной программой, проводятся систематические занятия с целью изучения периодической информации по обеспечению безопасности полетов, а также вновь поступающих приказов и директив ЦС ДОСААФ. Они проводятся руководящим составом клуба. Основной метод занятий - читка и разъяснение положений документов.

Изучение документов регламентирующих летную работу и обеспечение безопасности полетов проводятся в период наземной подготовки в организациях ДОСААФ.

 

 

 

Заместитель директора школы по ВСП

 

В.Винарьев

Боковое меню

Какой ноутбук выбрать. Какой фирмы выбрать ноутбук лучше. Какой выбрать ноутбук для работы. Скачать драйвера для видеокарты. Скачать драйвера для видеокарты nvidia бесплатно. Драйвера видеокарты для windows 7. Как начать учить Java. Какие книги java читать. Все о программирование на Java. Скачать игры для android. Лучшие игры для android скачать. Бесплатные игры для планшетов android. Интересные факты о человеке. Где найти интересные факты обо всем. Интересные факты о русских. Где найти гайд по магу wow. Самые лучшие гайды о магах wow. Аркан маг гайд для World of Warcraft. Как начать изучать язык Python. Какие книги python лучше читать. Все о программировании на python. Скачать компоненты Joomla. Самые лучшие компоненты joomla скачать. Бесплатно скачивание компонентов Joomla всех версии.
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организации
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство.Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Степендии и иные виды материальной поддержки.
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Противодействие корупции
Путешествие по школе
Школьная жизнь
Публичный доклад
Воспитательная работа
Научно-методическая работа
Учебные программы и УМК
Научно- методический совет
ОбИП
Образовательный процесс
Безопасность и административно-хозяйственная работа
Психологическая работа
Новости образования Ростовской области
Абитуриенту
Условия поступления
Рекомендуемые ВУЗы
История Неклиновской лётной школы

Контактная информация

Адрес: 346840, Россия, Ростовская область,c.Николаевка,Юго-восточная территория, Неклиновская ОШИ с ПЛП

Тел: 8 (8634) 60-39-98.

E-mail: Goushi_neklin@rostobr.ru

Web-сайт: noshisplp.ru

Сейчас на сайте

Сейчас 80 гостей онлайн
Яндекс.Метрика